Доклад о результатах правоприменительной практики Коми УФАС России за 4 квартал 2019 года. Руководства по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора).
20 ноября 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады
  1. Контроль хозяйствующих субъектов.

Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях.

 1.1. В истекшем периоде 4 квартала 2019 года основная масса заявлений поступала на действия хозяйствующих субъектов в области энергоснабжения, в том числе по вопросу технологического присоединения к электрическим сетям; в области газоснабжения, в том числе по вопросам технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования; по вопросу правомерности установления и начисления платы за обращение в твёрдыми коммунальными отходами; на предмет обоснованности начисления платы за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению жителям в многоквартирных домах.

Указанные заявления рассматривались на предмет наличия/отсутствия признаков нарушения статей 10, 11 Федерального закона «О защите конкуренции», а также на предмет наличия нарушения ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

В истекшем периоде 4 квартала 2019 года Коми УФАС России рассмотрено 5 заявлений на предмет наличия (отсутствия) признаков нарушения требований статей 14.1. - 14.8 Закона о защите конкуренции, устанавливающих запрет на недобросовестную конкуренцию. Поступающие заявления касались, в том числе товарных рынков услуг общественного питания, перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам, ритуальных услуг.

Выдано 1 предупреждение  о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, по ст. 14.3 Закона о защите конкуренции. Предупреждение исполнено.

Коми УФАС России в истекшем периоде 4 квартала 2018 года наложено административных штрафов за нарушения требований антимонопольного законодательства в размере 135 000 рублей, оплачено административных штрафов на общую сумму 100 000 рублей.

1.2.  Изменения в законодательство о конкуренции не вносились.

                              

  1. Государственный надзор в области рекламы.

 

За истекший период 4 квартала 2019 года Коми УФАС России рассмотрено 19 заявлений в сфере рекламного законодательства, рассмотрено 4 рекламных дела,  выдано 2 предписания, в отношении 4 субъектов малого предпринимательства административный штраф заменен на предупреждение.

Поступившие заявления касались, в том числе вопросов распространения рекламы по сетям электросвязи без получения предварительного согласия абонента на ее получение, ненадлежащей  рекламы финансовых услуг, медицинских услуг.

В Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» были внесены следующие изменения.

Федеральным законом от 01.05.2019 № 93-ФЗ часть 10.2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» изложена в новой редакции (вступила в силу с 29.10.2019):

«Не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территориями указанных организаций.».

Таким образом, для целей установления наличия либо отсутствия признаков нарушения части 10.2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» Федеральным законом от 01.05.2019 № 93-ФЗ конкретизируется способ определения границ стометровой зоны, прилегающей к территориям:

- предназначенных для детей образовательных организаций,

- детских медицинских организаций,

- детских санаторно-курортных организаций,

- детских физкультурно-спортивных организаций,

- организаций культуры детей,

- организаций отдыха и оздоровления детей.

При этом вносимые изменения не меняют существа требований части 10.2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в действующей редакции, а подтверждают, что размещение (распространение) рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», на расстоянии менее чем сто метров от указанных учреждений не допускается.

 

  1. Контроль органов власти и местного самоуправления.

 

В четвертом квартале 2019 года выявлено 1 нарушение органом местного самоуправления требований пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в предоставлении муниципальной преференции  в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции. В настоящее время Коми УФАС России проводится проверка соблюдения органами местного самоуправления условий предоставления муниципальных преференций.

Выдано 1 предупреждение о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Рассмотрено 5 дел об административных правонарушениях по ограничению конкуренции (по ст. 14.9 КоАП РФ), привлечено к административной ответственности 5 должностных лиц, наложено штрафов на сумму 75 000 руб.  

 

  1. Государственный контроль (надзор) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

За истекший период 4 квартала 2019 года Коми УФАС России рассмотрено 23 жалобы, проведено 8 внеплановых проверок, рассмотрено 65 административных дел, 33 обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

2. Участились случаи направления в антимонопольные органы обращений, касающихся дробления закупок на суммы, не превышающие 100 000 руб.  (300 000  руб., 600 000 руб., то есть заключение контрактов по пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе), в целях ухода, по мнению заявителей, от проведения конкурентных процедур.

Пункты 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не содержат ограничений в части предмета закупок. Данные нормы содержат лишь одно ограничение - в части объема таких закупок.

По мнению ФАС России, дробление закупок в целях ухода от проведения конкурентных процедур может иметь место лишь, когда имеется единый и неделимый объект закупки (например, имеется проектно-сметная документация на строительство, капитальный ремонт и т.д.)

Неоднократная закупка каких-либо товаров, работ или услуг в течение года (даже осуществленная в один день или через день) может быть нарушением законодательства о контрактной системе только в случае превышения объемов таких закупок, указанных в пунктах 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

3. Доводим до сведения заказчиков позицию ФАС России по вопросу возможности учета договоров субподряда в качестве подтверждения соответствия участника дополнительным требованиям о наличии опыта работы согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление № 99), при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.

ФАС России в письме от 19.06.2019 № МЕ/51304/19 сообщает, что указанные в Постановлении № 99 документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления № 99.

Таким образом, если предметом закупки является строительство или реконструкция, или капитальный ремонт, или снос объекта капитального строительства и начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей, то у участника закупки должен быть опыт выполнения работ по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту, или сносу объектов капитального строительства, что должно быть подтверждено соответствующими документами, указанными в пункте 2 приложения № 1 к Постановлению № 99.

В силу положений статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке подлежит отклонению в случае, если участник закупки, подавший ее, не соответствует требованиям документации, в том числе дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, по мнению ФАС России, при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства контрактом (договором), подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению № 99, может являться исключительно контракт (договор) на выполнение соответствующих работ, а именно по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту, или сносу объектов капитального строительства, где стороной выступает участник закупки (генеральный подряд).

Таким образом, договор субподряда на выполнение отдельных видов строительных работ, представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия опыта в целях применения Постановления № 99.

4. Арбитражный суд Республики Коми согласился с позицией Коми УФАС России по вопросу, касающемуся установления в документации об электронном аукционе требования о наличии у участника закупки действующей лицензии ФСБ России по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (и т.д.), предусматривающей разрешение на осуществление видов также работ, предусмотренных пунктом 14 соответствующего Положения о лицензировании - монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.

По мнению заявителя работы, связанные с пунктом 14 вышеуказанной лицензии, не являлись самостоятельным объектом закупки и могли быть выполнены субподрядной организацией, поэтому заказчик был не в праве установить требование о лицензировании в отношении всего объекта закупки.

Суд признал такую позицию необоснованной, так как рассматриваемый спор касался специфичного объекта закупки, выполнение работ, указанных в техническом задании, составляло единый объект закупки по обслуживанию компьютерной техники.

Иное толкование, приводимое заявителем с учетом оказания услуг в области шифрования информации при обслуживании компьютерной техники нивелирует установленные законодательством о контрактной системе в сфере закупок принципы, создает возможность для искусственного (в обход закона) отступления заказчиком от предъявляемых к нему требований о наличии соответствующих лицензий и выполнению работ иными лицами, не имеющими отношения к проводимым закупкам.

Номер арбитражного дела А29-6738/2019.

 

5. Государственный контроль (надзор) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

 

В 4 квартале 2019 года рассмотрено 7 жалоб по 223-ФЗ. Рассмотрено 5 административных дел по ст. 7.32.3 КоАП РФ, назначены административные наказания в виде штрафов на сумму 16 000 руб.  

В соответствии с разъяснениями  ФАС России обжалование решения, предписания, вынесенного в порядке ст. 18.1. Закона о защите конкуренции не приостанавливает их исполнение. Штрафы на должностных лиц – от 50 000, на юридические лица от 300 000 рублей.

 

Наверх