Доклад о результатах правоприменительной практики Коми УФАС России за 3 квартал 2019 года. Руководства по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора).
- Контроль хозяйствующих субъектов.
В истекшем периоде 3 квартала 2019 года основная масса заявлений поступала на действия хозяйствующих субъектов в области энергоснабжения, в том числе по вопросу технологического присоединения к электрическим сетям; в области газоснабжения, в том числе по вопросам технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования; на предмет наличия ограничивающих конкуренцию соглашений.
Указанные заявления рассматривались на предмет наличия/отсутствия признаков нарушения статей 10, 11 Федерального закона «О защите конкуренции», а также на предмет наличия нарушения ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
В истекшем периоде 3 квартала 2019 года Коми УФАС России рассмотрено 3 заявления на предмет наличия (отсутствия) признаков нарушения требований статей 14.1 - 14.8 Закона о защите конкуренции, устанавливающих запрет на недобросовестную конкуренцию. Поступающие заявления касались, в основном, товарных рынков ритуальных услуг, торговли книгами и канцтоварами, услуг общественного питания, перевозок.
Возбуждено 4 антимонопольных дела: по признакам установления монопольно высокой цены товара (п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции»), по факту навязывания невыгодных условий договора (п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции»), по осуществлению координации экономической деятельности (ч. 5 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции»), по признакам недобросовестной конкуренции в связи с незаконным использованием обозначения, сходного до степени смешения с товарными знаками конкурента (п. 1 ст. 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции»).
Вынесено 1 решение по факту установления заключения соглашения на торгах (п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции»).
Коми УФАС России в истекшем периоде 3 квартала 2018 года наложено административных штрафов за нарушения требований антимонопольного законодательства в размере 470 000 рублей.
Изменения в законодательство о конкуренции не вносились.
- Государственный надзор в области рекламы.
В истекшем периоде 3 квартала 2019 года Коми УФАС России рассмотрено 6 рекламных дел, по результатам рассмотрения дел о нарушениях рекламного законодательства Коми УФАС России в целях устранения нарушений законодательства о рекламе выдано 3 предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства, все они исполнены.
Основными нарушениями Закона о рекламе являются:
- реклама по сетям электросвязи (ст. 18 Закона о рекламе),
- реклама финансовых услуг (ст. 28 Закона о рекламе),
- реклама алкогольной продукции (ст. 21 Закона о рекламе).
По результатам рассмотрения административных дел, связанных с нарушением рекламного законодательства, наложено штрафов на общую сумму 102 000 рублей.
В Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» изменения не вносились.
- Контроль органов власти и местного самоуправления.
В третьем квартале 2019 года выявлено 2 нарушения органами местного самоуправления требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в:
- заключении договора управления МКД без проведения торгов;
- не рассмотрении в установленные сроки и порядке заявления индивидуального предпринимателя о согласовании места и сроков проведения ярмарки.
Выдано 2 предупреждения о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
- 5 дел об административных правонарушениях по ограничению конкуренции (по ст. 14.9 КоАП РФ), привлечено к административной ответственности 5 должностных лиц, наложено штрафов на сумму 75 000 руб.
- Государственный контроль (надзор) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
За истекший период 3 квартала 2019 года Коми УФАС России рассмотрено 34 жалобы, проведено 28 внеплановых проверок, рассмотрено 51 административное дело, 45 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков. Наложено штрафов на сумму 450 000,00 руб.
За прошедший период 2019 года Коми УФАС России рассмотрено 143 обращения о включении сведений о хозяйствующих субъектах в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП). Для сравнения за весь 2018 год было рассмотрено 97 таких заявлений.
Участились случаи уклонения победителей торгов от заключения контрактов. Часто это связано с недостаточным контролем со стороны таких победителей за сроками подписания контрактов, направления обеспечения исполнения контракта, а также за размером такого обеспечения, оплатой обеспечения по ошибочным реквизитам.
При этом законодательством о контрактной системе не предусмотрена возможность возврата к стадии заключения контракта в случае неподписания контракта победителем.
Обращаем внимание, что частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направлять в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 вышеуказанной статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.
Поэтому, хозяйствующим субъектам следует обратить особое внимание на процесс заключения контракта (подписывать контракт во время, надлежащим образом направлять обеспечение), а заказчикам не забывать направлять заявления о включении хозяйствующих субъектов в РНП, тем более что в противном случае предусмотрена административная ответственность.
Арбитражный суд Республики Коми согласился с позицией Коми УФАС России по вопросу, касающемуся закупки квартир, а именно неправомерно запрашивать во второй части заявки на участие в электронном аукционе доверенность от второго собственника квартиры. Такой документ предоставляется вместе с другими документами (справка об отсутствии задолженности и зарегистрированных лиц, нотариальным согласием супруга, и т.д.) непосредственно при заключении контракта.
Номер арбитражного дела А29-2848/2019.
5. Государственный контроль (надзор) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
- третьем квартале 2019 года рассмотрено 5 жалоб по 223-ФЗ. Рассмотрено 3 административных дела по ст. 7.32.3 КоАП РФ, назначены административные наказания в виде штрафов на сумму 30 000 руб.