Доклад о результатах правоприменительной практики Коми УФАС России за 1 квартал 2019 года. Руководства по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора).
- Контроль хозяйствующих субъектов.
В истекшем периоде 1 квартала 2019 года основная масса заявлений поступала на действия хозяйствующих субъектов в области газоснабжения, в том числе по вопросам подключения к сетям газопотребления, технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования; в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами; по вопросам обоснованности повышения цен на моторное топливо, на действия хозяйствующих субъектов при участии в торгах.
Указанные заявления рассматривались на предмет наличия/отсутствия признаков нарушения статей 10, 11 Федерального закона «О защите конкуренции», а также на предмет наличия нарушения ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Рассмотрено 2 заявления на предмет наличия (отсутствия) признаков нарушения требований статей 14.1.-14.8 Федерального закона «О защите конкуренции», устанавливающих запрет на недобросовестную конкуренцию. Поступающие заявления были связаны, в основном, с обжалованием действий конкурентов при участии в закупках.
В истекшем периоде 1 квартала 2019 года Коми УФАС России возбуждено 2 антимонопольных дела по признакам нарушения хозяйствующими субъектами доминирующим положением: нарушение порядка ценообразования в сфере электроэнергетики (п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции») и прекращение поставки коммунального ресурса в нарушение требований законодательства (п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции»
Изменения в законодательство о конкуренции не вносились.
- Государственный надзор в области рекламы.
За истекший период 1 квартала 2019 года Коми УФАС России рассмотрено 7 обращений в сфере рекламного законодательства, возбуждено 2 рекламных дела, рассмотрено 3 рекламных дела, возбуждено 3 административных дела, рассмотрено 1 административное дело. В отношении 1 субъекта малого предпринимательства административный штраф заменен на предупреждение.
Поступившие обращения касались, в том числе вопросов распространения рекламы по сетям электросвязи без получения предварительного согласия абонента на ее получение, недостоверной рекламы.
В Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» были внесены следующие изменения.
1. Федеральным законом от 21.07.2014 № 235-ФЗ внесены изменения (вступили в силу с 01.01.2019) в статью 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в части исключения частей 6, 7:
«В период проведения официальных спортивных мероприятий допускаются размещение, распространение рекламы средств индивидуализации юридического лица, являющегося производителем пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, средств индивидуализации производимых им товаров в виде словесных обозначений, содержащих исключительно наименование производимой им продукции или наименование производителя - юридического лица, если размещение, распространение данной рекламы осуществляются в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений.».
«Допускается размещение, распространение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок), за исключением детско-юношеских спортивных соревнований, а также на телеканалах и радиоканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера.».
2. Федеральным законом от 27.12.2018 № 531-ФЗ глава 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» дополнена статьей 30.2. «Реклама в сфере арбитража (третейского разбирательства)»:
«Реклама деятельности лиц, не получивших в соответствии с законодательством Российской Федерации право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, по осуществлению арбитража, включая деятельность по осуществлению арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не допускается.».
Указанные изменения вступают в силу с 29.03.2019.
3. Федеральным законом от 27.12.2018 № 531-ФЗ изменена часть 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»: «Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8, 12 статьи 5, статьями 6 - 9, частями 4 - 6 статьи 10, статьей 12, частью 3 статьи 19, частями 2 и 6 статьи 20, частями 1, 3, 5 статьи 21, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28 - 30.2 настоящего Федерального закона.».
Иными словами, законодатель предусмотрел, что ответственность за нарушение требований, установленных статьей 30.2. Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.
Указанные изменения вступают в силу с 29.03.2019.
- Контроль органов власти и местного самоуправления.
Существенные изменения в практике применения антимонопольного управления в сфере контроля органов власти отсутствуют.
Пример выявленного нарушения – не рассмотрение в установленные сроки и порядке заявления хозяйствующего субъекта о проведении аукциона на право аренды лесного участка.
- Государственный контроль (надзор) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
За истекший период 1 квартала 2019 года Коми УФАС России рассмотрено 12 жалоб, проведено 22 внеплановых проверки, рассмотрено 15 административных дел, 15 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков. Наложено штрафов на сумму 118 000,00 руб.
О некоторых изменениях законодательства о контрактной системе:
- Изменение цены контракта в связи с увеличением НДС. По контрактам, заключенным до 01.01.2019, допускается изменение по соглашению сторон цены в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года, если увеличенный размер ставки налога на добавленную стоимость не предусмотрен условиями контракта (часть 12 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2018 № 502-ФЗ «О внесении изменений в Закон о контрактной системе». Указанное возможно только до 1 октября 2019 года.
- Больше не требуется привлекать сторонних экспертов для приемки по контрактам, заключенным с единственным поставщиком после несостоявшихся электронных процедур - в пункт 1 части 4 статьи 94 Закона о контрактной системе добавили пункты 25.1, 25.2, 25.3 части 1 статьи 93 этого закона.
- С 01.01.2019 вступили в силу изменения в пункт 3 части 1.1 и часть 4 статьи 30 Закона о контрактной системе и теперь в обязательном объеме закупок у СМП И СОНКО можно учитывать суммы контрактов, которые заключены с единственными поставщиками по результатам несостоявшихся процедур, если их проводили по правилам закупок у СМП и СОНКО. Обратите внимание, эти суммы нужно учитывать и в СГОЗ, который используют для определения объема таких закупок.
5. Государственный контроль (надзор) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Существенные изменения в практике контроля Федерального закона от 18.07.2017 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» отсутствуют.
В 1 квартале 2019 года Коми УФАС России рассмотрено 1 административное дело. Наложен штраф на сумму 20 000 руб.
- Внедрение института антимонопольного комплаенса в органах государственной власти и местного самоуправления
Антимонопольный комплаенс - организация внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Нормативно-правовые акты:
1 Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2258-р «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства».
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 № 1697-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы».
4. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 27.11.2018 № 1646/18 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в ФАС России (антимонопольном комплаенсе)».
Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».
Ключевой показатель Национального плана развития конкуренции: снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом.
Основополагающие принципы государственной политики по развитию конкуренции, которыми необходимо руководствоваться при внедрении антимонопольного комплаенса:
- открытость антимонопольной политики;
- ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за реализацию государственной политики по развитию конкуренции;
- измеримость результатов государственной политики по развитию конкуренции.
В целях реализации основных направлений государственной политики по развитию конкуренции Указом № 618 поручено:
Правительству Российской Федерации:
- «принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности федеральных органов исполнительной власти».
Срок - до 1 марта 2019 года.
Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации:
- принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Срок - до 1 марта 2019 г.
Органам местного самоуправления рекомендовано:
- активизировать работу по развитию конкуренции в муниципальных образованиях;
- обеспечить в своей деятельности приоритет целей и задач по развитию конкуренции на товарных рынках.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. № 2258-р органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства рекомендовано руководствоваться методическими рекомендациями (пункт 2 распоряжения Правительства РФ).
Цели антимонопольного комплаенса:
- обеспечение соответствия деятельности федерального органа исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства;
- профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности федерального органа исполнительной власти.
Задачи антимонопольного комплаенса:
- выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
- контроль за соответствием деятельности федерального органа исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства;
- оценка эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса.
Принципы антимонопольного комплаенса:
- заинтересованность руководства федерального органа исполнительной власти в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
- регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- обеспечение информационной открытости функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса;
- непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в федеральном органе исполнительной власти;
- совершенствование антимонопольного комплаенса.