Доклад о результатах правоприменительной практики Коми УФАС России за 1 квартал 2019 года. Руководства по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора).
06 февраля 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад о результатах правоприменительной практики Коми УФАС России за 1 квартал 2019 года. Руководства по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора).

  1. Контроль хозяйствующих субъектов.

 

В истекшем периоде 1 квартала 2019 года основная масса заявлений поступала на действия хозяйствующих субъектов в области газоснабжения, в том числе по вопросам подключения к сетям газопотребления, технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования; в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами; по вопросам обоснованности повышения цен на моторное топливо, на действия хозяйствующих субъектов при участии в торгах.

Указанные заявления рассматривались на предмет наличия/отсутствия признаков нарушения статей 10, 11 Федерального закона «О защите конкуренции», а также на предмет наличия нарушения ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Рассмотрено 2 заявления на предмет наличия (отсутствия) признаков нарушения требований статей 14.1.-14.8 Федерального закона «О защите конкуренции», устанавливающих запрет на недобросовестную конкуренцию. Поступающие заявления были связаны, в основном, с обжалованием действий конкурентов при участии в закупках.

В истекшем периоде 1 квартала 2019 года Коми УФАС России возбуждено 2 антимонопольных дела по признакам нарушения хозяйствующими субъектами доминирующим положением: нарушение порядка ценообразования в сфере электроэнергетики (п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции») и прекращение поставки коммунального ресурса в нарушение требований законодательства (п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции»

Изменения в законодательство о конкуренции не вносились.

 

  1. Государственный надзор в области рекламы.

 

За истекший период 1 квартала 2019 года Коми УФАС России рассмотрено 7 обращений в сфере рекламного законодательства, возбуждено 2 рекламных дела, рассмотрено 3 рекламных дела, возбуждено 3 административных дела, рассмотрено 1 административное дело. В отношении 1 субъекта малого предпринимательства административный штраф заменен на предупреждение.

Поступившие обращения касались, в том числе вопросов распространения рекламы по сетям электросвязи без получения предварительного согласия абонента на ее получение, недостоверной рекламы.

В Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» были внесены следующие изменения.

1. Федеральным законом от 21.07.2014 № 235-ФЗ внесены изменения (вступили в силу с 01.01.2019) в статью 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в части исключения частей 6, 7:

«В период проведения официальных спортивных мероприятий допускаются размещение, распространение рекламы средств индивидуализации юридического лица, являющегося производителем пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, средств индивидуализации производимых им товаров в виде словесных обозначений, содержащих исключительно наименование производимой им продукции или наименование производителя - юридического лица, если размещение, распространение данной рекламы осуществляются в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений.».

«Допускается размещение, распространение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок), за исключением детско-юношеских спортивных соревнований, а также на телеканалах и радиоканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера.».

2. Федеральным законом от 27.12.2018 № 531-ФЗ глава 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» дополнена статьей 30.2. «Реклама в сфере арбитража (третейского разбирательства)»:

«Реклама деятельности лиц, не получивших в соответствии с законодательством Российской Федерации право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, по осуществлению арбитража, включая деятельность по осуществлению арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не допускается.».

Указанные изменения вступают в силу с 29.03.2019.

3. Федеральным законом от 27.12.2018 № 531-ФЗ изменена часть 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»: «Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8, 12 статьи 5, статьями 6 - 9, частями 4 - 6 статьи 10, статьей 12, частью 3 статьи 19, частями 2 и 6 статьи 20, частями 1, 3, 5 статьи 21, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28 - 30.2 настоящего Федерального закона.».

Иными словами, законодатель предусмотрел, что ответственность за нарушение требований, установленных статьей 30.2. Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.

Указанные изменения вступают в силу с 29.03.2019.

 

  1. Контроль органов власти и местного самоуправления.

 

Существенные изменения в практике применения антимонопольного управления в сфере контроля органов власти отсутствуют.

Пример выявленного нарушения – не рассмотрение в установленные сроки и порядке заявления хозяйствующего субъекта о проведении аукциона на право аренды лесного участка.

 

  1. Государственный контроль (надзор) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

За истекший период 1 квартала 2019 года Коми УФАС России рассмотрено 12 жалоб, проведено 22 внеплановых проверки, рассмотрено 15 административных дел, 15 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков. Наложено штрафов на сумму 118 000,00 руб.

 

О некоторых изменениях законодательства о контрактной системе:

  1. Изменение цены контракта в связи с увеличением НДС. По контрактам, заключенным до 01.01.2019, допускается изменение по соглашению сторон цены в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года, если увеличенный размер ставки налога на добавленную стоимость не предусмотрен условиями контракта (часть 12 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2018 № 502-ФЗ «О внесении изменений в Закон о контрактной системе». Указанное возможно только до 1 октября 2019 года.
  2. Больше не требуется привлекать сторонних экспертов для приемки по контрактам, заключенным с единственным поставщиком после несостоявшихся электронных процедур - в пункт 1 части 4 статьи 94 Закона о контрактной системе добавили пункты 25.1, 25.2, 25.3 части 1 статьи 93 этого закона.
  3. С 01.01.2019 вступили в силу изменения в пункт 3 части 1.1 и часть 4 статьи 30 Закона о контрактной системе и теперь в обязательном объеме закупок у СМП И СОНКО можно учитывать суммы контрактов, которые заключены с единственными поставщиками по результатам несостоявшихся процедур, если их проводили по правилам закупок у СМП и СОНКО. Обратите внимание, эти суммы нужно учитывать и в СГОЗ, который используют для определения объема таких закупок.

5. Государственный контроль (надзор) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

 

Существенные изменения в практике контроля Федерального закона от 18.07.2017 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» отсутствуют.

В 1 квартале 2019 года Коми УФАС России рассмотрено 1 административное дело. Наложен штраф на сумму 20 000 руб.

 

  1. Внедрение института антимонопольного комплаенса в органах государственной власти и местного самоуправления

 

Антимонопольный комплаенс - организация внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

 

Нормативно-правовые акты:

1 Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2258-р «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 № 1697-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы».

4. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 27.11.2018 № 1646/18 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в ФАС России (антимонопольном комплаенсе)».

 

Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

Ключевой показатель Национального плана развития конкуренции: снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом.

Основополагающие принципы государственной политики по развитию конкуренции, которыми необходимо руководствоваться при внедрении антимонопольного комплаенса:

  • открытость антимонопольной политики;
  • ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за реализацию государственной политики по развитию конкуренции;

- измеримость результатов государственной политики по развитию конкуренции.

В целях реализации основных направлений государственной политики по развитию конкуренции Указом № 618 поручено:

Правительству Российской Федерации:

  • «принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности федеральных органов исполнительной власти».

Срок - до 1 марта 2019 года.

Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации:

  • принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Срок - до 1 марта 2019 г.

Органам местного самоуправления рекомендовано:

  • активизировать работу по развитию конкуренции в муниципальных образованиях;
  • обеспечить в своей деятельности приоритет целей и задач по развитию конкуренции на товарных рынках.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. № 2258-р органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства рекомендовано руководствоваться методическими рекомендациями (пункт 2 распоряжения Правительства РФ).

Цели антимонопольного комплаенса:

- обеспечение соответствия деятельности федерального органа исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства;

- профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности федерального органа исполнительной власти.

Задачи антимонопольного комплаенса:

- выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;

- управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;

- контроль за соответствием деятельности федерального органа исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства;

- оценка эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса.

Принципы антимонопольного комплаенса:

  • заинтересованность руководства федерального органа исполнительной власти в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
  • регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
  • обеспечение информационной открытости функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса;
  • непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в федеральном органе исполнительной власти;
  • совершенствование антимонопольного комплаенса.

 

 

Наверх