Доклад о результатах правоприменительной практики Коми УФАС России за 2 квартал 2019 года. Руководства по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора).
28 мая 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад о результатах правоприменительной практики Коми УФАС России за 2 квартал 2019 года. Руководства по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора).

 

  1. Контроль хозяйствующих субъектов.

 

В истекшем периоде 2 квартала 2019 года основная масса заявлений поступала на действия хозяйствующих субъектов в области энергоснабжения, в том числе по вопросу технологического присоединения к электрическим сетям; в области газоснабжения, в том числе по вопросам технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования; на действия хозяйствующих субъектов при участии в торгах.

Указанные заявления рассматривались на предмет наличия/отсутствия признаков нарушения статей 10, 11 Федерального закона «О защите конкуренции», а также на предмет наличия нарушения ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

В истекшем периоде 2 квартала 2019 года Коми УФАС России рассмотрено 6 заявлений на предмет наличия (отсутствия) признаков нарушения требований статей 14.1.-14.8 Закона о защите конкуренции, устанавливающих запрет на недобросовестную конкуренцию. Поступающие заявления касались, в основном, товарных рынков управления многоквартирными домами, ОСАГО.

Рассмотрено 1 дело по ст. 14.8 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения дело прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

В истекшем периоде 2 квартала 2019 года Коми УФАС России вынесено 3 решения по фактам установления сговора на торгах между хозяйствующими субъектами-конкурентами (п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции»); вынесено 1 решение по факту злоупотребления ОАО «РЖД» своим доминирующим положением, что привело к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Изменения в законодательство о конкуренции не вносились.

 

  1. Государственный надзор в области рекламы.

 

За истекший период 2 квартала 2019 года Коми УФАС России рассмотрено 13 обращений в сфере рекламного законодательства, рассмотрено 9 рекламных дел, выдано 5 предписаний.

Поступившие обращения касались, в том числе вопросов распространения рекламы по сетям электросвязи без получения предварительного согласия абонента на ее получение, размещения рекламы на платежных документах.

В Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» были внесены следующие изменения.

1. Федеральным законом от 01.05.2019 № 89-ФЗ внесены изменения (вступили в силу с 12.05.2019) в статью 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в части изменения пункта 2.

С 12.05.2019 пункт 2 статьи 7 изложен в следующей редакции:

«Не допускается реклама:

2) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ».

Данный Федеральный закон направлен на приведение положений, в том числе Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствие со статьей 46 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», запрещающей пропаганду новых потенциально опасных психоактивных веществ и наркосодержащих растений.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» под новыми потенциально опасными психоактивными веществами понимаются вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен.

При этом, согласно части 6 статьи 2.2 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» порядок формирования и содержание Реестра устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

2. Федеральным законом от 01.05.2019 № 100-ФЗ часть 6 статьи 40 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» изложена в новой редакции (вступила в силу с 01.05.2019):

«Особенности размещения, распространения рекламы в период подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года устанавливаются Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».»

3. Федеральным законом от 01.05.2019 № 93-ФЗ (вступают в силу с 29.10.2019) часть 10.2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» изложена в новой редакции:

«Не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территориями указанных организаций.».

Таким образом, для целей установления наличия либо отсутствия признаков нарушения части 10.2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» Федеральным законом от 01.05.2019 № 93-ФЗ конкретизируется способ определения границ стометровой зоны, прилегающей к территориям:

- предназначенных для детей образовательных организаций,

- детских медицинских организаций,

- детских санаторно-курортных организаций,

- детских физкультурно-спортивных организаций,

- организаций культуры детей,

- организаций отдыха и оздоровления детей.

При этом вносимые изменения не меняют существа требований части 10.2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в действующей редакции, а подтверждают, что размещение (распространение) рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», на расстоянии менее чем сто метров от указанных учреждений не допускается.

 

 

  1. Контроль органов власти и местного самоуправления.

 

Во втором квартале 2019 года выявлено 4 нарушения органами местного самоуправления требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в:

- в незаключении с индивидуальным предпринимателем договора аренды на новый срок без проведения торгов в отношении муниципального недвижимого имущества;

- в принятии решения администрацией МО ГО «Ухта» об отказе индивидуальному предпринимателю в согласовании места и сроков проведения ярмарки;

- в отказе в нарушение требований ч.ч. 7, 10, 13 ст. 51, ч. 16 ст. 48, ч. 3 ст. 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 2.6, 2.8, 2.10.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги физическому лицу в выдаче разрешения на строительство по причине непредоставления согласования раздела проекта «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» с Управлением по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара, проекта санитарно-защитной зоны.

Выдано 4 предупреждения о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Рассмотрено 6 дел об административных правонарушениях по делам о торгах, продаже имущества (по ст. 7.32.4 КоАП РФ), привлечено к административной ответственности 6 должностных лиц, наложено штрафов на сумму 55 000 руб.,

  • 4 дела об административных правонарушениях по ограничению конкуренции (по ст. 14.9 КоАП РФ), привлечено к административной ответственности 4 должностных лица, наложено штрафов на сумму 60 000 руб.

 

  1. Государственный контроль (надзор) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

За истекший период 2 квартала 2019 года Коми УФАС России рассмотрено 29 жалоб, проведено 28 внеплановых проверок и 1 плановая проверка, рассмотрено 47 административных дел, 28 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков. Наложено штрафов на сумму 500 000,00 руб.

О некоторых изменениях законодательства о контрактной системе:

Планирование закупок. Изменения с 01.07.2019

Потребуется составлять только план-график. Как и сейчас, закупку нельзя будет провести, если она не включена в этот документ или не соответствует ему.

Правительство установит единые для всех заказчиков требования к форме документа и правила его ведения, утверждения и размещения. Регионы и муниципалитеты не смогут дополнять эти требования и правила.

Состав информации, которую нужно будет включать в план-график, станет иным. В законе предусмотрен такой перечень:

- идентификационные коды закупок. Порядок их формирования, скорее всего, поменяют, поскольку в них нельзя будет включить номера закупок из плана;

- наименования объектов закупок;

- объем финансового обеспечения закупок;

- сроки (периодичность) осуществления закупок;

- информация об обязательном общественном обсуждении.

Каким будет итоговый перечень сведений, пока непонятно, так как правительство сможет расширить его.

Описание объекта закупки и условий оплаты, как видно из предыдущего раздела, убрали из перечня сведений. Кроме того, исключили обязанность обосновывать объект и способ закупки, а также НМЦК.

Ранее предполагалось, что заказчики будут включать в план-график проект контракта, обоснованную НМЦК и полноценное описание объекта закупки за три месяца до ее начала. Такие требования могут предусмотреть в порядке формирования планов-графиков, который утвердит правительство.

На какой срок планировать закупки

План-график нужно будет оформлять на срок, равный сроку действия закона или муниципального акта о бюджете. В документ также придется включать информацию о закупках, которые в соответствии с бюджетным законодательством будут осуществлены по истечении планового периода.

Когда потребуется вносить изменения

Перечень оснований во многом воспроизводит перечни, предусмотренные в действующей редакции Закона о контрактной системе и правилах, утвержденных правительством. Новшеством стали ситуации, когда закупка перестала соответствовать требованиям, установленным в рамках нормирования.

Как скоро можно провести закупку после изменения плана-графика

Если заказчик скорректирует план-график, исправив данные о закупке или добавив новую закупку, начать процедуру или заключить контракт с единственным поставщиком можно будет уже через день во всех ситуациях.

Когда заработают новые правила

Заказчики продолжат вести планы и планы-графики по-старому до конца 2019 года. А вот правило о сроке проведения закупок при изменении плана-графика вступит в силу уже с 1 июля.

Отчеты об исполнении контракта

С 12.05.2019 утратили силу части 9-12 статьи 94 Закона о контрактной системе. Теперь соответствующие отчеты составлять и размещать в ЕИС не нужно. Указанное справедливо и для контрактов, заключенных до вступления в силу указанной нормы, о чем уже вышли соответствующие разъяснения Минфина РФ.

С 01.07.2019 закупки малого объема «подрастут».

Можно будет заключать контракты по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе на сумму до 300 тыс. руб. Годовой лимит таких закупок не изменится.

Увеличат сумму закупки лекарств по решению врачебной комиссии

Заключить контракт на поставку лекарств по решению врачебной комиссии можно будет на сумму до 1 млн руб.

С 31.07.2019 отменят извещения о проведении закупок у единственного поставщика

Любую закупку у единственного поставщика можно будет провести без извещения, в том числе закупки коммунальных услуг и услуг монополистов.

Не придется обосновывать способ закупки и существенные условия контракта

Отменят требование о составлении отчета, в котором заказчик должен обосновать выбор способа закупки, цену контракта и другие его существенные условия.

Как и сейчас, нужно будет включать в некоторые контракты обоснование цены. Однако больше не придется этого делать при закупках произведений для госфондов, произведений определенных авторов, печатных и электронных изданий, услуг, связанных с созданием и исполнением произведений.

Заказчики смогут больше закупать у единственного поставщика по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе

Организации культуры и другие заказчики, перечисленные в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, смогут заключать контракт с единственным поставщиком на сумму до 600 тыс. руб. Для годового лимита таких закупок предусмотрели два варианта:

- не более 5 млн руб.;

- не более 50% совокупного годового объема закупок и не более 30 млн руб.

Такие изменения вступят в силу с 31.07.2019.

Сократятся сроки проведения аукционов

НМЦК «коротких» аукционов увеличат до 300 млн. руб. Извещения о таких закупках по-прежнему можно будет разместить за 7 календарных дней до даты окончания подачи заявок.

Максимальный cрок рассмотрения первых частей заявок составит 3 рабочих дня вместо 7 календарных. Для «коротких» аукционов срок не изменится.

Аукцион будет проходить на следующий рабочий день после рассмотрения первых частей заявок.

У «строительных» аукционов появятся свои особенности в процедуре проведения.

Станет легче проводить «строительные» аукционы

При закупке работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства с НМЦК не более 2 млрд руб. извещение можно будет разместить за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок.

Потребуется размещать в ЕИС проектную документацию кроме случаев, когда проектирование входит в предмет контракта или проект не обязателен.

Если проектная документация размещена, то в первой части заявки участник должен дать только согласие на выполнение работ. Комиссии заказчика не нужно будет рассматривать первые части заявок и составлять протокол. Участника автоматически допустит к аукциону площадка. Аукцион пройдет через 4 часа после окончания срока подачи заявок.

Операторы проверят соответствие участников дополнительным требованиям

В закупках с дополнительными требованиями можно будет участвовать, только направив оператору площадки документы, подтверждающие соответствие таким требованиям.

На рассмотрение документов у оператора будет 5 рабочих дней. В размещении документов откажут, если участник нарушит порядок направления документов либо пришлет не все или не те документы.

Для заказчиков ничего не изменится. Комиссии по-прежнему будут проверять документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям.

Установили предельные сроки возврата обеспечения контракта

В контракте нужно будет по-прежнему устанавливать срок возврата денежных средств. Он не должен превышать 30 дней с даты исполнения обязательств, а для закупок у СМП и СОНКО - 15 дней.

Определили, как устанавливать цены этапов контракта

Если контракт предусматривает этапы исполнения, цену каждого из них нужно будет устанавливать в размере, пропорциональном снижению НМЦК участником, с которым заключается контракт.

Введут новые обязательные положения для контрактов с неизвестным объемом

При заключении контракта с неизвестным объемом в него нужно будет включить порядок определения количества товара, объема работ или услуг на основании заявок заказчика.

В таких контрактах нужно будет указывать цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта.

Ужесточат антидемпинговые меры

Не получат аванс участники аукционов и конкурсов, предложившие цену контракта на 25 и больше процентов ниже, чем НМЦК.

Будет больше возможностей пересмотреть условия контракта с единственным поставщиком (с 01.07.2019)

По соглашению сторон можно будет менять существенные условия контрактов, если закупаются, в частности:

Введут новые основания для изменения существенных условий "строительных" контрактов

Можно будет изменить не только объем, но и вид выполняемых работ. При этом цена не должна вырасти или уменьшиться более чем на 10%. Данное основание необходимо указать в документации о закупке и контракте.

Появится возможность продлить любой контракт, если сроки нарушены по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам. Дополнительное время не должно превышать исходного срока. Сторонам придется согласовать новый срок возврата суммы, предоставленной в обеспечение контракта. Если в нарушении первоначального срока виноват подрядчик, до заключения допсоглашения он должен выплатить все начисленные неустойки и предоставить обеспечение на новый срок.

В контрактах со сроком исполнения более года можно будет увеличить на 30% цену и срок исполнения, если возникли независящие от сторон препятствия, например потребовалось доработать проектную документацию. Первоначальная цена контракта не должна превышать предела, установленного правительством. Для изменения условий необходимо решение правительства, высшего исполнительного органа региона или местной администрации.

Заказчик сможет заключить контракт со вторым участником без проведения торгов

В случае расторжения контракта по любому основанию, новый можно будет заключить с участником, заявке которого присвоен второй номер. При этом первого исполнителя должны включить в РНП, если от контракта отказался заказчик. Это ограничение не относится к поставкам товара для нормального жизнеобеспечения.

 

5. Государственный контроль (надзор) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

 

Во втором квартале 2019 года рассмотрено 10 жалоб по 223-ФЗ, из них: 2 жалобы признаны частично обоснованными, 8 жалоб признано необосованными, по 3 жалобам выявлены нарушения

  • 13 дел об административных правонарушениях по 223-ФЗ (по ст. 7.32.3 КоАП РФ), привлечено к административной ответственности 12 должностных лиц, 1 юридическое лицо, по 7 делам назначены административные наказания в виде предупреждений (субъект малого предпринимательства), по 6 делам назначены административные наказания в виде штрафов на сумму 20 000 руб.

 

Наверх