- Контроль хозяйствующих субъектов.
Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях.
В истекшем периоде 2-3 квартала 2020 года поступали заявления на действия хозяйствующих субъектов в области энергоснабжения, в том числе по вопросу технологического присоединения к электрическим и газораспределительным сетям; по вопросу правомерности установления и начисления платы за обращение в твёрдыми коммунальными отходами; на предмет обоснованности установления платы за внутридомовое и внутриквартирное газовое оборудование.
Указанные заявления рассматривались на предмет наличия/отсутствия признаков нарушения статей 10, 11 Федерального закона «О защите конкуренции», а также на предмет наличия нарушения ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
В итоге Коми УФАС России возбуждено 3 антимонопольных дела по факту выявленных признаков злоупотребления доминирующим положением со стороны хозяйствующих субъектов в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
Также выдано 2 предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства по фактам неверного расчета платы за услуги поставки тепловой энергии, незаключения договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования. 1 предупреждение в стадии исполнения, 1 – исполнено.
В истекшем периоде 2-3 квартала 2020 года Коми УФАС России рассмотрено 14 заявлений на предмет наличия (отсутствия) признаков нарушения требований статей 14.1 - 14.8 Закона о защите конкуренции, устанавливающих запрет на недобросовестную конкуренцию. Поступающие заявления касались следующих товарных рынков: управления МКД, разработки и реализации оборудования для измерения лесоматериалов, ритуальных услуг, юридических услуг, производства хлеба и хлебобулочных изделий и др.
Выдано 1 предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно, недобросовестной конкуренции, в связи с некорректным сравнением хозяйствующего субъекта и его товара с другими хозяйствующими субъектами-конкурентами и их товарами. Предупреждение исполнено в установленный срок.
В истекшем периоде наложено административных штрафов за нарушения требований антимонопольного законодательства в размере 672 500 рублей, оплачено 20 000 руб.
Изменения в законодательство о конкуренции не вносились.
- Государственный надзор в области рекламы.
В истекшем периоде 2-3 квартала 2020 года Коми УФАС России рассмотрено 17 рекламных дел, по результатам рассмотрения дел о нарушениях рекламного законодательства Коми УФАС России в целях устранения нарушений законодательства о рекламе выдано 4 предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства, все они исполнены.
Основными нарушениями Закона о рекламе являются:
- реклама по сетям электросвязи (ст. 18 Закона о рекламе),
- недостоверная реклама (ст. 5 Закона о рекламе),
- реклама в телепрограммах (ст. 14 Закона о рекламе).
По результатам рассмотрения административных дел, связанных с нарушением рекламного законодательства, наложено штрафов на общую сумму 212 000 рублей; оплачено 52 000 рублей.
В Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» внесены следующие изменения:
- 11.08.2020 вступили в силу дополнения в ст. 21 Закона о рекламе: статья 21 дополнена частью 9, в соответствии с которой положения настоящей статьи в отношении рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, применяются также в отношении рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенных в государствах - членах Евразийского экономического союза из выращенного на территориях соответствующих государств - членов Евразийского экономического союза винограда, при условии подтверждения места произрастания такого винограда в порядке, установленном правом Евразийского экономического союза.
- 13.07.2020 вступили в силу изменения в ч. 7 ст. 28 Закона о рекламе: теперь реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать адрес сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором осуществляется размещение проектной декларации (ранее требовалось указывать сведения о месте размещения проектной декларации).
- Контроль органов власти и местного самоуправления.
В 1,2 квартале 2020 года выявлено 8 нарушений органами власти и местного самоуправления требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в
Рассмотрено 4 дела о нарушении антимонопольного законодательства. Выдано 5 предупреждений о прекращении нарушений антимонопольного законодательства (предупреждения в стадии выполнения).
Примеры нарушений:
- ненадлежащее рассмотрение заявлений хозяйствующих субъектов о размещении нестационарных торговых объектов, о заключении концессионного соглашения;
- принятие акта о субсидировании сельхозтоваропроизводителей, зарегистрированных исключительно на территории Республики Коми;
- передача функции органа местного самоуправления по выделению и учету мест захоронений на городских кладбищах хозяйствующему субъекту;
- передача работ по содержанию кладбищ, транспортировке тел умерших в морг на исполнение муниципальному бюджетному учреждению без проведения торгов;
- участие работника органа местного самоуправления (заказчика) в муниципальной закупке заказчика;
- передача хозяйствующему субъекту муниципального имущества в аренду на срок более 30 дней без торгов;
- неправомерный доступ ненадлежащего хозяйствующего субъекта к торгам.
Рассмотрено 12 дел об административных правонарушениях по нарушениям при проведении торгов (по ст. 7.32.4 КоАП РФ), наложено штрафов на сумму 171 000 рублей.
- Государственный контроль (надзор) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
За 2 квартал 2020 года, истекший период 3 квартала 2020 года Коми УФАС России рассмотрено 168 жалоб, проведено 68 внеплановых проверок, рассмотрено 147 административных дел, 160 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков. Наложено штрафов на сумму 1 602 200,00 руб.
В связи с участившимися случаями подачи жалоб, касающихся поставки лекарственного препарата с МНН «Эноксапарин натрия», сообщает, что относительно разработки аукционных документаций на поставку такого препарата в формах выпуска «ампула», «шприц», «шприц с устройством защиты иглы», «шприц с защитной системой иглы» имеется разъяснение ФАС России, отраженное в письме от 16.07.2018 № АЦ/54724/18 «О формировании документации на закупку лекарственных препаратов с МНН «Эноксапарин натрия» (далее - письмо ФАС России).
По мнению ФАС России, удобство для медицинского персонала и иные причины, не связанные с терапевтическими свойствами лекарственного препарата с МНН «Эноксапарин натрия» для пациентов, не могут являться обоснованием необходимости закупки лекарственного препарата конкретной формы выпуска.
Просим обратить и учесть в работе письмо ФАС России.
Обращаем внимание, что письма и разъяснения ФАС России обязательны для территориальных органов ФАС России.
Сообщаем о появлении в Республике Коми «своей» судебной практики по вопросу подтверждения опыта на участие в определенных закупках договорами субподряда. Номер арбитражного дела - А29-4894/2020.
Решением суда по данному делу оставлено в силе решение Коми УФАС России о правомерности действий аукционной комиссии заказчика, не принявшей в качестве подтверждения опыта договор субподряда.
В данном деле в заявке не было копии разрешения на ввод объекта капитального строительства, что и повлекло признание ее несоответствующей.
Вместе с тем, судом сделан вывод о том, что действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена необходимость представления документов, подтверждающих опыт выполнения работ исключительно в качестве генерального подрядчика.
5. Государственный контроль (надзор) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Во 2,3 квартале 2020 года рассмотрено 26 жалоб по 223-ФЗ. По ст. 7.32.3 КоАП РФ рассмотрено 19 административных дел, наложено штрафов на сумму 49 000 рублей.