О результатах проведения публичных обсуждений деятельности Коми УФАС России от 19.11.2021

19 ноября 2021, 15:07

19.11.2021 состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Коми УФАС России в сфере контроля  контрактной системы и товарного рынка оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными расходами.

В ходе публичных обсуждений были сделаны доклады о результатах деятельности по указанным направлениям. Отдельное внимание было уделено типичным нарушениям подконтрольного законодательства.

Обобщенный ответ на вопрос (обращение), полученный до проведения публичных мероприятий:

Вопрос. В рамках участия в публичных обсуждениях, посвященных вопросам оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными расходами, которые состоятся 19 ноября 2021 года, имеются два вопроса.

По поводу способа коммерческого учета объемов образования твердых коммунальных отходов. В соответствии с п. 5 раздела 2 ПП РФ от 03.06.2016 г. №505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО" коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

При этом п. 6 установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.

В соответствии с Письмом Минприроды и экологии РФ №07-25-53/6886 от 17.03.2021 "По вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами" юридические лица вправе производить расчет как по количеству и объему установленных контейнеров, так и по установленным уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ нормативам накопления ТКО, что подтверждается вступившим в законную силу решением Верховного суда РФ от 17.02.2021 г. по делу № АКПИ20-956.

При заключении договора Региональный оператор настаивает на коммерческом учете объемов образования твердых коммунальных отходов исключительно исходя из нормативов накопления ТКО, установленных Приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РК №20/24-Т от 30.12.2016 г., аргументируя свое требование отсутствием раздельного накопления ТКО у юридического лица, отсутствием контейнеров с цветовой индикацией. Правомерна ли такая позиция, если юридическое лицо (собственник ТКО) желает вести коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров, установленных на его территории? При этом в контейнерах, предназначенных для ТКО, происходит накопление 1-2 видов отходов 4 класса опасности. Другие отходы на предприятии накапливаются раздельно, имеют свои определенные места накопления, передаются по договору другому контрагенту на основании договора на оказание услуг по обращению с опасными отходами 1-4 класса опасности, не относящихся к ТКО. Как разрешить конфликт в данной ситуации между юридическим лицом и Региональным оператором? Тем более, если объекты юридического лица отсутствуют в перечне объектов, для которых Приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РК №20/24-Т установлены нормативы?

По поводу включения дополнительных пунктов в типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Правомерно ли включение дополнительных пунктов в типовой договор, в случае если заказчик не согласен с включением данных пунктов в договор?

Ответ. Правилами обращения с ТКО предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, либо количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления.

При раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется по количеству и объему контейнеров.

Места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, которыми ведется реестр мест (площадок) накопления ТКО, куда вносятся сведения о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе включаются сведения о раздельном/нераздельном накоплении ТКО. Включение в реестр носит заявительный характер.

Таким образом, коммерческий учет ТКО осуществляется по количеству и объему контейнеров в случае ведения потребителем раздельного учёта ТКО.

Если сторонами согласован способ учёта ТКО исходя их количества и объёма контейнеров путем подписания соответствующего договора, региональный оператор не вправе в одностороннем порядке изменять условия договора в части коммерческого учёта ТКО и навязывать потребителю учёт исходя из нормативов накопления ТКО, даже если потребителем раздельный учёт ТКО не ведется, но имеется зарегистрированная в установленном порядке контейнерная площадка для складирования ТКО.

Министерством строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 30.12.2016 N 20/24-Т установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми, применение которых зависит от категории объектов потребителя.

В заявке, направляемой в адрес регионального оператора, потребителем указываются, в том числе сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой потребителем. На основании сведений, указанных в заявке, региональный оператор при составлении договора определяет нормативы накопления ТКО, подлежащие применению, в случае, если расчёт объёмов осуществляется исходя из норматива накопления ТКО. В случае несогласия с выбранным региональным оператором нормативом накопления ТКО потребитель вправе направить обоснованные возражения или обжаловать действия регионального оператора в установленном порядке при недостижении сторонами соглашения.

Само по себе включение региональным оператором в договор условий, которые не предусмотрены Типовым договором, но относятся к целям и предмету договора, и по которым стороны достигли согласия, не является нарушением антимонопольного законодательства (Письмо ФАС России от 11.08.2021 № ВК/67016/21 «О применении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ»).

Случаи, при которых региональным оператором в Типовой договор включаются условия, с которыми потребитель не согласен, необходимо рассматривать в каждом конкретном случае в целях установления наличия (отсутствия) признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В случае несогласия с действиями регионального оператора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд, а также направить в адрес антимонопольного органа заявление о нарушении антимонопольного законодательства в порядке, предусмотренном действующим законодательством (приказ ФАС России от 25.05.2012 № 339 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации»).

Вопросы во время публичных обсуждений не поступили.

 

 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Наверх