1. Является ли нарушением законодательства применение Постановления № 1289 в части отклонения заявок участников, содержащих предложения о поставке товаров иностранного происхождения в случаях, когда на участие в закупке лекарственных препаратов помимо заявки участника, содержащего предложение о поставке лекарственных препаратов иностранного производства, были поданы заявки участников, содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза, и такие заявки одновременно с содержанием предложения о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя, содержат предложение о поставке лекарственных препаратов различных производителей.
По нашему мнению отклонение правомерно. В данном случае следует признать, что «евразийские» заявки содержали в себе предложение о поставке лекарств от различных производителей. Это следует из буквального толкования абзаца 3 пункта 1 Постановления 1289, в котором речь идет о случае, когда заявка содержит предложение в отношении одного производителя, а не нескольких.
2. В позиции КТРУ во вкладке «Общая информация» в разделе «Справочная информация» в поле «Описание» содержится общая информация о товаре (медицинском изделии), включенном в КТРУ, соответствующая описанию медицинского изделия, указанному в Номенклатурной классификации медицинских изделий по видам. При этом Правилами использования КТРУ не оговорены условия использования заказчиком указанной информации, в том числе возможность не указания и редактирования данной информации согласно потребностям заказчика.
Является ли нарушением законодательства о контрактной системе указание в плане-графике и в последующем в извещении и документации об осуществлении закупки данной информации отредактированной согласно потребностям заказчика?
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
По мнению Коми УФАС России, случай обозначенный в вопросе, относится к подпункту «г» пункта 10 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ. Следовательно, исходя из вышеприведенной нормы, заказчик обязан применить ту информацию, которая включена в КТРУ.
При этом, по пункту 5 Правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В таком случае нужно будет включить в соответствующее описание обоснование необходимости использования такой информации (пункт 6 Правил использования КТРУ).
Таким образом, если заказчик обоснует наличие в плане-графике (извещении, документации) отредактированного по сравнению с КТРУ описания товара (работы, услуги), нарушение законодательства о контрактной системе отсутствует, в противном случае такое бездействие будет противоречить Правилам использования КТРУ.
3. Будет ли документация о закупке признана не соответствующей законодательству о контрактной системе, а заказчик нарушившим указанное законодательство, если при осуществлении закупки медицинских изделий, у которых код ОКПД2 в КТРУ не совпадает с кодом ОКПД2 в нормативных актах, регулирующих применение национального режима в соответствии со статьей 14 Федерального закона №44-ФЗ и при этом не будут установлены ограничения и условия допуска, регулирующие порядок закупки указанного товара?
Выбор кодов КТРУ и ОКПД2 относится к компетенции заказчика. Если при рассмотрении жалобы (проведении внеплановой проверки) у антимонопольного органа будут неопровержимые доказательства применения заказчиком «неправильного» ОКПД2, то соответствующее действие при утверждении документации будет признано противоречащим законодательству о контрактной системе.
Как правило, таких доказательств не имеется.
4. Должна ли заявка участника, поданная на участие в закупке в 2019году, быть признана несоответствующей требованиям законодательства при наличии решения о крупной сделке принятого в 2015 году, в которой отсутствует срок ее действия?
Да, заявка должна быть признана несоответствующей исходя из следующего.
Согласно части 3 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ) в решении о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки может быть указан срок, в течение которого действительно такое решение. Если такой срок в решении не указан, согласие считается действующим в течение одного года с даты его принятия, за исключением случаев, если иной срок вытекает из существа и условий сделки, на совершение которой было дано согласие, либо обстоятельств, в которых давалось согласие.
Из содержания вопроса следует, что датой принятия такого решения является 2015 год, срок действия решения не обозначен.
Таким образом, в силу части 3 статьи 46 Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ срок действия названного документа составляет один год с даты его принятия.
Следовательно, на момент проведения процедуры рассмотрения вторых частей заявок участников закупки, срок действия названного решения истек.
Следует отметить, что, рассматривая вторые части заявок, аукционная комиссия помимо документов и сведений, представленных участником закупки в соответствии с требованием документации об электронном аукционе и Законом о контрактной системе, должна проверить, в том числе, отдельные сведения и документы, находящиеся в реестре участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, к которым относится и решение о крупной сделке (п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе).
Комиссия обязана признать заявку участника закупки не соответствующей требованиям аукционной документации, Закону о контрактной системе, если не обнаружит необходимых сведений и документов или же если содержащаяся в них информация об участнике закупки на дату и время окончания срока подачи заявок окажется недостоверной.
Ответственность за полноту и достоверность представляемых для участия в закупке документов и информации, в том числе за представление таких документов и информации при аккредитации на электронной площадке, несет непосредственно участник закупки.
Таким образом, участник электронного аукциона был вправе осуществить замену Протокола с истекшим сроком действия на Протокол с действующим сроком в реестре сведений участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
С учетом изложенного, действия аукционной комиссии при признании заявки с просроченным решением об одобрении крупной сделки соответствующей требованиям закона и документации будут признаны противоречащими Закону о контрактной системе.
Если сумма общей закупки в год составляет более 1 млн. рублей, например, на бумагу, не будет ли это нарушением в части дробления закупки.
5. Необходимо приобрести недвижимость в пользу бюджетного учреждения. Может ли заказчик произвести закупку в пользу третьего лица?
Да.
6. Ответственность заказчиков за несоблюдение законодательства при осуществлении закупок через электронный магазин и «Берёзку»?
Административная ответственность на сегодняшний день не установлена.
7. Приказ Минэкономразвития № 567 носит обязательный или рекомендательный характер?
Из содержания следует рекомендательный характер.
8. Вопрос по лекарственным препаратам – можно ли указывать в одной закупке несколько наименований (несколько препаратов в одном лоте)?
По этому вопросу есть решение Коми УФАС России (размещено на сайте управления) – один препарат в одном лоте.
1. Является ли нарушением законодательства применение Постановления № 1289 в части отклонения заявок участников, содержащих предложения о поставке товаров иностранного происхождения в случаях, когда на участие в закупке лекарственных препаратов помимо заявки участника, содержащего предложение о поставке лекарственных препаратов иностранного производства, были поданы заявки участников, содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза, и такие заявки одновременно с содержанием предложения о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя, содержат предложение о поставке лекарственных препаратов различных производителей.
По нашему мнению отклонение правомерно. В данном случае следует признать, что «евразийские» заявки содержали в себе предложение о поставке лекарств от различных производителей. Это следует из буквального толкования абзаца 3 пункта 1 Постановления 1289, в котором речь идет о случае, когда заявка содержит предложение в отношении одного производителя, а не нескольких.
2. В позиции КТРУ во вкладке «Общая информация» в разделе «Справочная информация» в поле «Описание» содержится общая информация о товаре (медицинском изделии), включенном в КТРУ, соответствующая описанию медицинского изделия, указанному в Номенклатурной классификации медицинских изделий по видам. При этом Правилами использования КТРУ не оговорены условия использования заказчиком указанной информации, в том числе возможность не указания и редактирования данной информации согласно потребностям заказчика.
Является ли нарушением законодательства о контрактной системе указание в плане-графике и в последующем в извещении и документации об осуществлении закупки данной информации отредактированной согласно потребностям заказчика?
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
По мнению Коми УФАС России, случай обозначенный в вопросе, относится к подпункту «г» пункта 10 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ. Следовательно, исходя из вышеприведенной нормы, заказчик обязан применить ту информацию, которая включена в КТРУ.
При этом, по пункту 5 Правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В таком случае нужно будет включить в соответствующее описание обоснование необходимости использования такой информации (пункт 6 Правил использования КТРУ).
Таким образом, если заказчик обоснует наличие в плане-графике (извещении, документации) отредактированного по сравнению с КТРУ описания товара (работы, услуги), нарушение законодательства о контрактной системе отсутствует, в противном случае такое бездействие будет противоречить Правилам использования КТРУ.
3. Будет ли документация о закупке признана не соответствующей законодательству о контрактной системе, а заказчик нарушившим указанное законодательство, если при осуществлении закупки медицинских изделий, у которых код ОКПД2 в КТРУ не совпадает с кодом ОКПД2 в нормативных актах, регулирующих применение национального режима в соответствии со статьей 14 Федерального закона №44-ФЗ и при этом не будут установлены ограничения и условия допуска, регулирующие порядок закупки указанного товара?
Выбор кодов КТРУ и ОКПД2 относится к компетенции заказчика. Если при рассмотрении жалобы (проведении внеплановой проверки) у антимонопольного органа будут неопровержимые доказательства применения заказчиком «неправильного» ОКПД2, то соответствующее действие при утверждении документации будет признано противоречащим законодательству о контрактной системе.
Как правило, таких доказательств не имеется.
4. Должна ли заявка участника, поданная на участие в закупке в 2019году, быть признана несоответствующей требованиям законодательства при наличии решения о крупной сделке принятого в 2015 году, в которой отсутствует срок ее действия?
Да, заявка должна быть признана несоответствующей исходя из следующего.
Согласно части 3 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ) в решении о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки может быть указан срок, в течение которого действительно такое решение. Если такой срок в решении не указан, согласие считается действующим в течение одного года с даты его принятия, за исключением случаев, если иной срок вытекает из существа и условий сделки, на совершение которой было дано согласие, либо обстоятельств, в которых давалось согласие.
Из содержания вопроса следует, что датой принятия такого решения является 2015 год, срок действия решения не обозначен.
Таким образом, в силу части 3 статьи 46 Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ срок действия названного документа составляет один год с даты его принятия.
Следовательно, на момент проведения процедуры рассмотрения вторых частей заявок участников закупки, срок действия названного решения истек.
Следует отметить, что, рассматривая вторые части заявок, аукционная комиссия помимо документов и сведений, представленных участником закупки в соответствии с требованием документации об электронном аукционе и Законом о контрактной системе, должна проверить, в том числе, отдельные сведения и документы, находящиеся в реестре участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, к которым относится и решение о крупной сделке (п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе).
Комиссия обязана признать заявку участника закупки не соответствующей требованиям аукционной документации, Закону о контрактной системе, если не обнаружит необходимых сведений и документов или же если содержащаяся в них информация об участнике закупки на дату и время окончания срока подачи заявок окажется недостоверной.
Ответственность за полноту и достоверность представляемых для участия в закупке документов и информации, в том числе за представление таких документов и информации при аккредитации на электронной площадке, несет непосредственно участник закупки.
Таким образом, участник электронного аукциона был вправе осуществить замену Протокола с истекшим сроком действия на Протокол с действующим сроком в реестре сведений участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
С учетом изложенного, действия аукционной комиссии при признании заявки с просроченным решением об одобрении крупной сделки соответствующей требованиям закона и документации будут признаны противоречащими Закону о контрактной системе.
Если сумма общей закупки в год составляет более 1 млн. рублей, например, на бумагу, не будет ли это нарушением в части дробления закупки.
5. Необходимо приобрести недвижимость в пользу бюджетного учреждения. Может ли заказчик произвести закупку в пользу третьего лица?
Да.
6. Ответственность заказчиков за несоблюдение законодательства при осуществлении закупок через электронный магазин и «Берёзку»?
Административная ответственность на сегодняшний день не установлена.
7. Приказ Минэкономразвития № 567 носит обязательный или рекомендательный характер?
Из содержания следует рекомендательный характер.
8. Вопрос по лекарственным препаратам – можно ли указывать в одной закупке несколько наименований (несколько препаратов в одном лоте)?
По этому вопросу есть решение Коми УФАС России (размещено на сайте управления) – один препарат в одном лоте.