Решение по делу № А 06-04/17
27 января 2018, 14:39
Тип документа:
Доклады
Подтип документа:
Доклады о контроле соблюдения законодательства о размещении заказов

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

№_______________

Резолютивная часть решения оглашена «12» января 2018 года

В полном объеме решение изготовлено «26» января 2018 года

 

г. Сыктывкар

 

<…>

 

ООО «Теплокомфорт»

Сысольское шоссе, д. 17/2,

г. Сыктывкар, 67004

 

Военная прокуратура

Воркутинского гарнизона

Пушкина ул., д. 28,

г. Воркута, 169901

 

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, председателя Комиссии, <…> – начальника отдела управления, <…> – главного специалиста-эксперта отдела управления, членов Комиссии,

рассмотрев дело № А 06-04/17 по признакам нарушения ООО «Теплокомфорт» (ИНН 1101146287, ОГРН ), адрес места нахождения: 167004, Республика Коми, г. Сыктывкар, Сысольское шоссе, д. 17/2, индивидуальным предпринимателем <…>, адрес места жительства: 167004, Республика Коми, г. Сыктывкар, Сысольское шоссе, д. 20, кв. 27, пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

в отсутствие представителей Военной прокуратуры Воркутинского гарнизона, ООО «Теплокомфорт», ООО «Меркурий», ИП <…>, <…>, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения настоящего дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело возбуждено Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми № 70 от 25.04.2017 в отношении ООО «Теплокомфорт» и ИП <…>.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление Военной прокуратуры Воркутинского гарнизона от 25.01.2017 № 298 (вх. № 24-ф от 25.01.2017).

Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев материалы настоящего антимонопольного дела, установила следующее.

1. В соответствии с пунктом 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ состояния конкуренции при проведении аукциона № 300816/0094021/01 с открытой формой подачи предложений по цене на право заключения договора аренды имущества, являющегося федеральной собственностью, закрепленного за Войсковой частью 5134 на праве оперативного управления, проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок).

Согласно пункту 1.3 Приказа № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции проводится в объеме, установленном пунктом 10.9 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 10.9 Приказа № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции);

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 2.2. Порядка в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

С учетом того, что анализ состояния конкуренции на открытом аукционе № 300816/0094021/01 определен периодом с момента опубликования извещения о проведении открытого аукциона до момента фактического исполнения сторонами обязательств по контракту, в соответствии с Порядком проведен ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке.

Для целей проведения исследования состояния конкуренции на рассматриваемом аукционе временной интервал определен периодом с 30.08.2016 (дата размещения извещения о проведении аукциона) по 06.10.2016 (дата заключения договора по результатам аукциона).

В рамках данного исследования предметом проведенного открытого аукциона (лот 1 и лот 2) является право на заключение договора аренды недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью, закрепленного за Войсковой частью 5134 на праве оперативного управления, а именно:

- по лоту № 1 аукцион проведен в отношении нежилого помещения в здании штаба № 2, общая площадь 128,3 кв.м., расположенного в 3-этажном административном кирпичном здании, 1966 года постройки, по адресу: г. Сыктывкар, ул. Катаева, д. 48;

- по лоту № 2 аукцион проведен в отношении нежилого помещения в здании штаба № 2, общая площадь 130,7 кв.м., расположенного в 3-этажном административном кирпичном здании, 1966 года постройки, по адресу: г. Сыктывкар, ул. Катаева, д. 48.

В извещении о проведении аукциона должны быть указаны следующие сведения: место расположения, описание и технические характеристики государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в том числе площадь помещения, здания, строения или сооружения в случае передачи прав на соответствующее недвижимое имущество; целевое назначение государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору.

Документация об аукционе должна содержать требования к техническому состоянию государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, которым это имущество должно соответствовать на момент окончания срока договора.

Документация об аукционе может содержать требования к объему, перечню, качеству и срокам выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также требования к качеству, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества, требования к описанию участниками аукциона поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками аукциона выполняемых работ, оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик.

Извещение, документация проведенного аукциона содержат все необходимые сведения и технические характеристики муниципального имущества, права на которое передаются по договору аренды.

Общероссийским классификатором продукции ОК 034-2014, утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст, аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом классифицируются по коду ОКПД 68.20.2.

Таким образом, предметом проведенного открытого аукциона № 300816/0094021/01 является аренда недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью, закрепленного за Войсковой частью 5134 на праве оперативного управления (код 68.20.2. ОКДП).

В соответствии с пунктом 5.1. Приказа № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах, осуществляется с учетом требований, которые установлены Законом о защите конкуренции и Порядком проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса», утвержденным Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (далее – Порядок проведения конкурсов).

В соответствии с пунктом 17 Порядка проведения конкурсов участником конкурсов или аукционов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора.

Поскольку анализ состояния конкуренции проводится по результатам проведения торгов и определения победителя на право заключения договора аренды недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью, закрепленного за Войсковой частью 5134 на праве оперативного управления, то состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах, включает в себя лиц, подавших заявки на участие в рассматриваемом аукционе.

Состав участников проведенного открытого аукциона № 300816/0094021/01 определен на основании сведений от организатора торгов – Войсковой части 5134 (письмо Войсковой части 5134 от 14.07.2017 № 309/24-898 (вх. № 3891 от 14.07.2017) имеется в материалах антимонопольного дела № А 06-14/17). На участие в проведенном аукционе поступило 2 заявки от следующих хозяйствующих субъектов: ООО «Теплокомфорт» и ИП <…>, обе заявки были допущены к участию в открытом аукционе.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Все участники проведенного открытого аукциона № 300816/0094021/01 признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона, предусмотренным аукционной документацией, являются потенциальными арендаторами предмета торгов, то есть все участники являются между собой конкурентами на право заключения договора аренды недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью, закрепленного за Войсковой частью 5134 на праве оперативного управления. С момента подачи заявок на участие в рассматриваемом аукционе ООО «Теплокомфорт» и ИП <…>. являлись конкурентами на право заключения договора аренды недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью, закрепленного за Войсковой частью 5134 на праве оперативного управления.

Таким образом, состав участников проведенного открытого аукциона № 300816/0094021/01 определён, как состав хозяйствующих субъектов, которые принимали участие в электронных аукционах, не отозвали свои заявки, и чьи заявки не были отклонены, а именно: ООО «Теплокомфорт» и ИП <…>.

2. В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Согласно ч. 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

В соответствии с пунктом 103 Порядка извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте торгов не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе.

В силу пункта 105 Порядка в извещении о проведении аукциона должны быть указаны, в том числе место расположения, описание и технические характеристики государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в том числе площадь помещения, здания, строения или сооружения в случае передачи прав на соответствующее недвижимое имущество, целевое назначение государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору.

В соответствии с пунктами 120, 130 Порядка заявка на участие в аукционе подается в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе. Подача заявки на участие в аукционе является акцептом оферты в соответствии со статьей 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на предмет соответствия требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствия заявителей требованиям, установленным пунктом 18 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 133 Порядка на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе заявителя и о признании заявителя участником аукциона или об отказе в допуске такого заявителя к участию в аукционе в порядке и по основаниям, предусмотренным пунктами 24 - 26 настоящих Правил, которое оформляется протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе.

В силу пунктов 136-139 Порядка в аукционе могут участвовать только заявители, признанные участниками аукциона. Организатор аукциона обязан обеспечить участникам аукциона возможность принять участие в аукционе непосредственно или через своих представителей.

Аукцион проводится организатором аукциона в присутствии членов аукционной комиссии и участников аукциона (их представителей).

Аукцион проводится путем повышения начальной (минимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона, на "шаг аукциона".

"Шаг аукциона" устанавливается в размере пяти процентов начальной (минимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона. В случае если после троекратного объявления последнего предложения о цене договора ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более высокую цену договора, аукционист обязан снизить "шаг аукциона" на 0,5 процента начальной (минимальной) цены договора (цены лота), но не ниже 0,5 процента начальной (минимальной) цены договора (цены лота).

Пункт 141 Порядка определяет порядок проведения аукциона:

1) аукционная комиссия непосредственно перед началом проведения аукциона регистрирует явившихся на аукцион участников аукциона (их представителей). В случае проведения аукциона по нескольким лотам аукционная комиссия перед началом каждого лота регистрирует явившихся на аукцион участников аукциона, подавших заявки в отношении такого лота (их представителей). При регистрации участникам аукциона (их представителям) выдаются пронумерованные карточки (далее - карточки);

2) аукцион начинается с объявления аукционистом начала проведения аукциона (лота), номера лота (в случае проведения аукциона по нескольким лотам), предмета договора, начальной (минимальной) цены договора (лота), "шага аукциона", после чего аукционист предлагает участникам аукциона заявлять свои предложения о цене договора;

3) участник аукциона после объявления аукционистом начальной (минимальной) цены договора (цены лота) и цены договора, увеличенной в соответствии с "шагом аукциона" в порядке, установленном пунктом 139 настоящих Правил, поднимает карточку в случае если он согласен заключить договор по объявленной цене;

4) аукционист объявляет номер карточки участника аукциона, который первым поднял карточку после объявления аукционистом начальной (минимальной) цены договора (цены лота) и цены договора, увеличенной в соответствии с "шагом аукциона", а также новую цену договора, увеличенную в соответствии с "шагом аукциона" в порядке, установленном пунктом 139 настоящих Правил, и "шаг аукциона", в соответствии с которым повышается цена;

5) если после троекратного объявления аукционистом цены договора ни один участник аукциона не поднял карточку, участник аукциона, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по ранее заключенному договору в отношении имущества, права на которое передаются по договору, и письменно уведомивший организатора аукциона о желании заключить договор (далее - действующий правообладатель), вправе заявить о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом цене договора;

6) аукцион считается оконченным, если после троекратного объявления аукционистом последнего предложения о цене договора или после заявления действующего правообладателя о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом цене договора ни один участник аукциона не поднял карточку. В этом случае аукционист объявляет об окончании проведения аукциона (лота), последнее и предпоследнее предложения о цене договора, номер карточки и наименование победителя аукциона и участника аукциона, сделавшего предпоследнее предложение о цене договора.

В соответствии с пунктом 142 Порядка победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену договора, либо действующий правообладатель, если он заявил о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом наиболее высокой цене договора.

Согласно пункту 150 Порядка заключение договора по результатам аукциона осуществляется в порядке, установленном пунктами 92 - 100 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 98 Порядка договор заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается договор, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. При заключении и (или) исполнении договора цена такого договора не может быть ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении конкурса, но может быть увеличена по соглашению сторон в порядке, установленном договором.

Таким образом, целью участника торгов является победа в торгах и заключение договора аренды.

3. Комиссией из материалов антимонопольного дела № А 06-04/17 установлено, что 30.08.2016 на официальном сайте www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) размещено извещение № 300816/0094021/01 о проведении торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды имущества, являющегося федеральной собственностью, закрепленного за Войсковой частью 5134 на праве оперативного управления.

Организатором торгов явилась Войсковая часть 5134.

Место и дата проведения аукциона: 26.09.2016 в 15 часов 00 минут по адресу: 167016, г. Сыктывкар, ул. Катаева, д. 48, каб. 16.

Аукцион проводился в отношении 2 лотов.

По лоту № 1 аукцион проведен в отношении нежилого помещения в здании штаба № 2, общая площадь 128,3 кв.м., расположенного в 3-этажном административном кирпичном здании, 1966 года постройки, по адресу: г. Сыктывкар, ул. Катаева, д. 48.

Целевое назначение: торгово-бытовые услуги.

Начальная (минимальная) цена контракта: 456 600 рублей.

Шаг аукциона: 5% от начальной (минимальной) цены договора.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 22.09.2016 № 1, на участие в открытом аукционе заявки подали 2 участника: ИП <…> и ООО «Теплокомфорт». Обе заявки были допущены к участию в открытом аукционе.

В соответствии с Протоколом проведения аукциона от 26.09.2016 № 2 участие в аукционе приняли ИП <…> и ООО «Теплокомфорт».

Как следует из исследуемых материалов, а именно: протокола проведения аукциона от 26.09.2016 № 2, всего при проведении открытого аукциона было сделано две ставки:

1) ООО «Теплокомфорт» - 456 600 рублей, то есть Обществом предложена начальная (минимальная) цена контракта;

2) ИП <….> – 479 430 рублей, то есть на 5% выше начальной (минимальной) цены контракта.

Согласно Протоколу проведения аукциона от 26.09.2016 № 2 победителем был признан ИП <…> с ценой контракта 479 430 рублей.

По лоту № 2 аукцион проведен в отношении нежилого помещения в здании штаба № 2, общая площадь 130,7 кв.м., расположенного в 3-этажном административном кирпичном здании, 1966 года постройки, по адресу: г. Сыктывкар, ул. Катаева, д. 48.

Целевое назначение: торгово-бытовые услуги.

Начальная (минимальная) цена контракта: 383 900 рубля.

Шаг аукциона: 5% от начальной (минимальной) цены договора.

В соответствии с Протоколом проведения аукциона от 26.09.2016 № 2 участие в аукционе приняли ИП <…> и ООО «Теплокомфорт».

Как следует из заявления, всего при проведении открытого аукциона было сделано две ставки:

1) ООО «Теплокомфорт» - 403 095 рублей, то есть на 5% выше начальной (минимальной) цены контракта;

2) ИП <…> – 422 290 рублей, то есть на 10% выше начальной (минимальной) цены контракта.

Согласно Протоколу проведения аукциона от 26.09.2016 № 2 победителем был признан ИП <…> с ценой контракта 422 290 рублей.

Таким образом, ИП <…> стал победителем по обоим лотам аукциона.

4. Из заявления Военной прокуратуры Воркутинского гарнизона от 25.01.2017 № 298 (вх. № 24-ф от 25.01.2017) следует, что в действиях ИП <…> и ООО «Теплокомфорт» усматриваются признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в заключении и участии в соглашении (договоренности), которое привело (могло привести) к поддержанию (снижению) цен на торгах при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды имущества, являющегося федеральной собственностью, закрепленного за Войсковой частью 5134 на праве оперативного управления (номер извещения 300816/0094021/01), поскольку ИП <…>, заключая с Войсковой частью 5134 договоры аренды по результатам аукциона, не внес изменения в контактные данные ИП <…>, указанные в договорах аренды нежилых помещений, а именно: телефоны, адрес электронной почты, которые принадлежат ООО «Теплокомфорт». Также в заявлении указано, что в ходе доверительной беседы с <…>, через которого ООО «Меркурий» заключило договор субаренды нежилых помещений в здании штаба № 2, расположенных по адресу: г. Сыктывкар, ул. Катаева, д. 48, <…> сообщил, что фактически вопросом заключения с ним договора субаренды занимался директор ООО «Теплокомфорт» <…>.

Комиссия, изучив материалы антимонопольного дела № А 06-04/17, пришла к следующим выводам.

В основе проведения торгов в форме открытого аукциона, в рассматриваемом случае - на право заключения договора аренды недвижимого имущества, как и любого другого вида торгов, является конкурентная борьба его участников, в результате которой определяется хозяйствующий субъект, предложивший наибольшую цену.

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Из смысла указанных норм следует, что конкурирующие субъекты обязаны вести самостоятельную и независимую борьбу за потребителя поставляемых ими товаров, а попытки любого рода кооперации в этом вопросе нарушают запреты антимонопольного законодательства.

Признаки ограничения конкуренции сформулированы в п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, которыми являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции), то есть соглашение является согласованным выражением воли двух и более участников торгов.

Согласованность выражения воли означает, осведомленность каждого из участников о намерении каждого другого участника действовать определенным образом, согласованность воли невозможна без намерения каждого из участников действовать сообразно с известными ему предполагаемыми действиями других участников.

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 из взаимосвязанных положений статей 11,12,13 Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются. При таких обстоятельствах отсутствует необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками соглашения, поскольку нарушение состоит в достижении участниками договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции последствиям. Как следствие, доказывание наличия фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основе анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

Сведениями о наличии письменного соглашения между ИП <…> и ООО «Теплокомфорт» антимонопольный орган не располагает.

Соглашение, достигнутое в устной форме, не может быть и не должно быть документально подтверждено. Свидетельствовать о наличии устного соглашения может определенная модель поведения его участников. В отсутствие доказательств наличия письменного соглашения вывод о наличии между сторонами устного соглашения может быть сделан на основе анализа их поведения.

Комиссией Коми УФАС России в ходе рассмотрения антимонопольного дела анализировалось поведение ответчиков в ходе проведения открытого аукциона, а также исследовались доводы, заявленные Военной прокуратурой Воркутинского гарнизона, в результате чего установлено следующее.

Из имеющихся материалов антимонопольного дела № А 06-04/17 следует, что ИП <…> стал победителем по обоим лотам аукциона, причем по лоту № 1 им была предложена цена на 5 % выше начальной цены контракта, а по лоту № 2 на – 10 %, то есть предложенные ИП <…> цены максимально приближены к начальной цене контракта по каждому лоту соответственно.

В письменных пояснениях, представленных в материалы настоящего дела письмом (вх. № 1199эл. от 07.04.2017), ИП <…> указал, что по лоту № 1 аукциона он располагал возможностью предложить максимальную цену, не превышающую 500 000 рублей, по лоту № 2 изначально предполагалось предложить цену в пределах 400 000 рублей, однако, впоследствии ИП <…> было принято решение о максимальном пределе в 500 000 рублей.

Также ИП <…> указал, что переписка с ООО «Теплокомфорт» отсутствует, предприниматель и Общество не являются конкурентами, поскольку осуществляют разные виды деятельности.

Контактные данные ООО «Теплокомфорт» в договорах аренды указаны им по ошибке, поскольку ИП <…> периодически направляет предложения в адрес, в том числе управляющих компаний в целях предложения им своих услуг, и контактные данные адресатов остаются в его базе.

В письменных пояснениях, представленных в материалы настоящего дела ООО «Теплокомфорт» (вх. № 1909 от 10.04.2017), Общество указало, что было вынуждено прекратить участие в открытом аукционе в связи с отсутствием материальной возможности для предложения более высокой суммы после ценовых предложений ИП <…> ООО «Теплокомфорт» указало, что договорных отношений между Обществом и ИП <…> не имеется, указанные лица осуществляют деятельность на разных товарных рынках. ООО «Теплокомфорт» указало, что переписка, в том числе посредством электронной почты, между Обществом и ИП <…> не велась.

ООО «Теплокомфорт» указало, что является организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами в г. Сыктывкаре. В связи с чем, нежилые помещения, являвшиеся объектом открытого аукциона, Общество планировало использовать в целях расположения аварийно-диспетчерской службы.

Согласно письменным пояснениям ООО «Теплокомфорт», представленным в материалы антимонопольного дела № А 06-04/17 письмом № 176/17 от 04.12.2017 (вх. № 6447 от 05.12.2017), Общество отрицает наличие между ним и ИП <…> какого-либо соглашения в ходе проведения открытого аукциона.

Комиссией установлено, что между ООО «Теплокомфорт» и ИП <…> имели место договорные отношения, а именно: договор № ИП-1 от 02.07.2015 на оказание юридических услуг (Договор 1) и договор № ИП-2 от 02.07.2015 на оказание бухгалтерских услуг (Договор 2).

Согласно п. 3.2 Договора 1 стоимость юридических услуг, оказываемых ИП <…> ООО «Теплокомфорт», составляла 62500 руб. ежемесячно (в соответствии с дополнительными соглашениями с 01.12.2015 – 72500 руб. ежемесячно, с 01.01.2016 – 75000 руб. ежемесячно).

Согласно п. 3.2 Договора 2 стоимость бухгалтерских услуг, оказываемых ИП <…> ООО «Теплокомфорт», составляла 63950 руб. ежемесячно (в соответствии с дополнительными соглашениями с 01.12.2015 – 68950 руб. ежемесячно, с 01.01.2016 – 69450 руб. ежемесячно).

Перечисление денежных средств ООО «Теплокомфорт» в адрес ИП <…> по Договору 1 и Договору 2 подтверждается имеющимися в материалах настоящего антимонопольного дела сведениями о движении денежных средств на счетах ООО «Теплокомфорт» и ИП <…>.

Как следует из соглашений от 30.06.2016 о расторжении Договора 1 и Договора 2, указанные договоры были расторгнуты с 01.07.2016, то есть за 2 месяца до объявления о проведении аукциона.

Таким образом, на дату проведения открытого аукциона, между ООО «Теплокомфорт» и ИП <…> отсутствовали какие-либо договорные отношения, перечисление денежных средств ООО «Теплокомфорт» в адрес ИП <…> либо ИП <…> в адрес ООО «Теплокомфорт» в период проведения аукциона, в том числе на этапе подачи заявок, и после аукциона, не установлено.

Сам факт наличия каких-либо договорных отношений между ООО «Теплокомфорт» и ИП <…> до начала участия в аукционе, равно как и их знакомство до торгов, безусловно не свидетельствует о наличии между ними запрещённого соглашения в отсутствие иных доказательств, подтверждающих данный факт.

Как следует из материалов антимонопольного дела № А 06-04/17, после победы в открытом аукционе ИП <…> 07.10.2016 заключил договор субаренды нежилых помещений с ООО «Меркурий», адрес места нахождения: 167023, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 84, кв. 14.

В заявлении Военная прокуратура Воркутинского гарнизона указала, что в ходе доверительной беседы с <…>, через которого ООО «Меркурий» заключило договор субаренды нежилых помещений в здании штаба № 2, расположенных по адресу: г. Сыктывкар, ул. Катаева, д. 48, <…> сообщил, что фактически вопросом заключения с ним договора субаренды занимался директор ООО «Теплокомфорт» <…>.

Коми УФАС России в целях проверки указанного заявителем довода Определением № 02-01/4396 от 05.05.2017 привлекло для участия в рассмотрении дела № А 06-04/17 в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, - ООО «Меркурий», <…>, запросило у указанных лиц необходимые для рассмотрения настоящего дела документы и письменную информацию. Также информация относительно заявленного Военной прокуратурой Воркутинского гарнизона довода была запрошена у ООО «Теплокомфорт» и <…>.

Однако ни ООО «Теплокомфорт», ни ИП <…>, ни ООО «Меркурий», ни <…> запрашиваемое Коми УФАС России не представили (Определение указанными лицами получено).

Впоследствии Коми УФАС России неоднократно откладывало рассмотрение дела № А 06-04/17, в том числе ввиду непредставления ООО «Меркурий», <...>, ООО «Теплокомфорт», ИП <…> запрашиваемых сведений, у указанных лиц повторно запрашивались документы и письменная информация, необходимые для рассмотрения настоящего дела.

Необходимо отметить, что после возбуждения антимонопольного дела № А 06-04/17 25.04.2017 ни ООО «Теплокомфорт», ни ИП <…>, ни ООО «Меркурий», ни <…> не представляли запрашиваемые антимонопольным органом сведения, явку своих представителей для участия в рассмотрении дела не обеспечивали, с материалами антимонопольного дела № А 06-04/17 не знакомились.

За непредставление запрашиваемых Коми УАФС России сведений и копий документов ООО «Теплокомфорт», ИП <…>, ООО «Меркурий», <…> привлечены к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьёй 25.1 Закона о защите конкуренции антимонопольному органу предоставлено право проводить плановые и внеплановые проверки, в том числе коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

В связи с непредставлением ООО «Теплокомфорт» необходимых сведений, запрашиваемых Коми УФАС России в рамках рассмотрения антимонопольного дела № А 06-04/17, антимонопольным управлением в период с 29.11.2017 по 15.12.2017 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Теплокомфорт» (далее – проверка).

В письменных пояснениях № 1761/17 от 04.12.2017 (вх. № 6447 от 05.12.2017) ООО «Теплокомфорт указало, что не имеет каких-либо договорных отношений, в том числе прекращенных, с ООО «Меркурий», переписка между указанными Обществами отсутствует, и никогда не велась. В ходе проведения проверки Коми УФАС России доказательств, опровергающих указанный довод Общества, не установлено.

Согласно п.3.40 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, утверждённого приказом ФАС России от 25.05.2012 № 340 (далее – Регламент), выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого лица, месту осуществления деятельности проверяемого лица - физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

В соответствии с п. 3.42 доступ должностных лиц антимонопольного органа, проводящих выездную проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица осуществляется при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений и приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки проверяемого лица. Не допускается доступ должностных лиц, проводящих проверку, в жилище проверяемого лица.

Ввиду того, что в Коми УФАС России в отношении ИП <…> имеется только информация об адресе его места жительства, а в силу п. 3.42 Регламента доступ в жилище проверяемого лица запрещен, у антимонопольного управления отсутствовали основания для проведения в отношении ИП <…> внеплановой выездной проверки.

Как указывалось ранее, на запросы антимонопольного органа в рамках рассмотрения настоящего дела ИП <…> не реагировал.

Таким образом, предпринятыми Коми УФАС России действиями не представилось возможным получить информацию от ИП <…>, в том числе в целях проверки доводов, изложенных в заявлении Военной прокуратуры Воркутинского гарнизона.

В силу п. 3.3 Регламента проверка проводится уполномоченными должностными лицами антимонопольного органа в рамках осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации контрольных (надзорных) функций, направленных на установление соответствия деятельности проверяемого лица требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации. Данный пункт корреспондирует с п. 25.1 Закона о защите конкуренции, согласно которому плановые и внеплановые проверки проводятся антимонопольным органом в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

В связи с чем, у Коми УФАС России отсутствовали основания для проведения проверки в отношении ООО «Меркурий», <…>, поскольку указанные лица были привлечены к участию в деле в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, в их действиях не были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Оперативно-розыскными полномочиями антимонопольный орган не наделен.

Таким образом, в ходе рассмотрения антимонопольного дела № А 06-04/17 подтвердить (опровергнуть) довод, заявленный Военной прокуратурой Воркутинского гарнизона о взаимодействии директора ООО «Теплокомфорт» <…> с ООО «Меркурий» от имени ИП <…> при заключения договора субаренды не представилось возможным, равно как и не подтвердились доводы о том, что ООО «Теплокомфорт» и ИП <…> согласовали своё поведение на торгах с целью одержания аукционной победы одного из них.

Учитывая все вышеперечисленные доводы и аргументы, изучив материалы антимонопольного дела № А 06-04/17, проанализировав поведение хозяйствующих

субъектов в ходе проведения торгов, Комиссия приходит к выводу, что достаточных оснований полагать, что между ИП <…> и ООО «Теплокомфорт» имеет место заключение антиконкурентного соглашения, которое привело (могло привести) к поддержанию снижению цен на торгах при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды имущества, являющегося федеральной собственностью, закрепленного за Войсковой частью 5134 на праве оперативного управления (номер извещения 300816/0094021/01), запрещённого п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, не имеется.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № А 06-04/17 в связи с отсутствием нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «Теплокомфорт» и ИП <…>.

 

 

Председатель Комиссии _______________ <…>

 

Члены Комиссии _______________ <…>

 

_______________ <…>

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

В случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу.

 

Наверх