Доклад о результатах правоприменительной практики Коми УФАС России за 4 квартал 2020 года. Руководства по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора).
20 ноября 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

 

  1. Контроль хозяйствующих субъектов.

 

Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях.

В истекшем периоде 4 квартала 2020 года в Коми УФАС России поступали заявления на действия хозяйствующих субъектов в области энергоснабжения, в том числе по вопросам технологического присоединения к электрическим и газораспределительным сетям, выдачи технических условий на технологическое присоединение к водопроводным сетям; по вопросам правомерности установления и начисления платы за обращение с твёрдыми коммунальными отходами, обоснованности установления платы за услуги доступа к сети «Интернет».

Указанные заявления рассматривались на предмет наличия/отсутствия признаков нарушения статей 10, 11 Федерального закона «О защите конкуренции», а также на предмет наличия нарушения ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Коми УФАС России в истекшем периоде 4 квартала 2020 года возбуждено 1 антимонопольное дело по факту выявленных признаков злоупотребления доминирующим положением со стороны хозяйствующего субъекта (индивидуального предпринимателя) в сфере перевозки грузов (транспортных средств) водным транспортом.

В истекшем периоде 4 квартала 2020 года Коми УФАС России рассмотрено 5 заявлений на предмет наличия (отсутствия) признаков нарушения требований статей 14.1 - 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции», устанавливающих запрет на недобросовестную конкуренцию. Заявления касались следующих товарных рынков: управления МКД, услуг по перевозке пассажиров, охранно-пожарных услуг, услуг сервиса и продажи электронных устройств, услуг общественного питания и др.

Выдано 2 предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно, недобросовестной конкуренции, в связи с осуществлением регулярных перевозок пассажиров по межмуниципальному маршруту под видом перевозок по заказам, без оформления разрешительных документов. Предупреждения находятся в стадии исполнения.

В истекшем периоде 4 квартала 2020 года наложено административных штрафов за нарушение порядка технологического присоединения к газораспределительным, электрическим сетям в размере 1 200 000 рублей, за непредставление сведений по запросу антимонопольного органа – в размере 102 000 рублей.

Изменения в законодательство о конкуренции не вносились.

 

  1. Государственный надзор в области рекламы.

 

За истекший период 4 квартала 2020 года Коми УФАС России рассмотрено 11 заявлений в сфере рекламного законодательства, рассмотрено 2 рекламных дела. Оплачено штрафов на сумму 10 000 рублей.

Основные нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»:

- распространение рекламы по сетям электросвязи без получения предварительного согласия абонента на ее получение,

- недостоверная реклама.

В Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» внесены следующие изменения:

1. Закон дополнен статьей 29.1. Реклама цифровых финансовых активов (введена Федеральным законом от 31.07.2020 № 259-ФЗ)

«1. Реклама выпускаемых цифровых финансовых активов должна содержать:

1) наименование лица, выпускающего цифровые финансовые активы;

2) адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором осуществляется размещение лицом, выпускающим цифровые финансовые активы, решения о выпуске цифровых финансовых активов;

3) сведения о максимальной сумме, на которую могут приобрести цифровые финансовые активы лица, не являющиеся в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" квалифицированными инвесторами, или максимальной совокупной стоимости иных цифровых финансовых активов, которые могут быть переданы в качестве встречного предоставления для приобретения цифровых финансовых активов указанными лицами (в случае установления таких ограничений в соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");

4) указание на то, что предлагаемые цифровые финансовые активы являются высокорискованными, их приобретение может привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме, до совершения сделок с предлагаемыми цифровыми финансовыми активами следует ознакомиться с рисками, с которыми связано их приобретение.

2. Реклама цифровых финансовых активов не должна содержать:

1) обещание выплаты дохода по цифровым финансовым активам, за исключением дохода, обязанность выплаты которого предусмотрена решением о выпуске цифровых финансовых активов;

2) прогнозы роста курсовой стоимости выпускаемых цифровых финансовых активов.

3. Реклама выпускаемых цифровых финансовых активов не допускается до опубликования в порядке, установленном Федеральным законом "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", решения о выпуске цифровых финансовых активов.»

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 года.

2. Федеральным законом от 31.07.2020 № 303-ФЗ внесены изменения в пункт 3 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», согласно которой в рекламе не допускаются:

 

Ред. Федерального закона от 18.07.2011

№ 218-ФЗ

 

Ред. Федерального закона от 31.07.2020

№ 303-ФЗ

3) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции;

3) демонстрация процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции и потребления алкогольной продукции;

Изменения вступают в силу с 28.01.2021.

3. Федеральным законом от 31.07.2020 № 303-ФЗ внесены изменения в пункт 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», согласно которой не допускается реклама:

 

Ред. Федерального закона от 21.10.2013

№ 274-ФЗ

Ред. Федерального закона от 31.07.2020

№ 303-ФЗ

табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок;

табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов;

 

Изменения вступают в силу с 28.01.2021.

 

  1. Контроль органов власти и местного самоуправления.

За истекший период четвертого квартала 2020 года рассмотрено 2 дела о нарушении антимонопольного законодательства, 5 жалоб в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, выдано 2 предписания об устранении нарушения. К административной ответственности привлечено 26 должностных лиц, наложено штрафов на 392 000,00 руб. дано согласие на предоставление 4 муниципальных преференций.

ФАС России в письме от 02.10.2020 № ИА/85875/20 разъяснило вопросы, связанные с формированием лотов при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ.

Так, указано на минимальное количество лотов и максимальный размер обеспечения контракта в зависимости от численности населения одного или нескольких муниципальных образований, по которым проходит маршрут. Допустимое соотношение для муниципальных и межмуниципальных маршрутов приведено в таблице.

 

Численность населения одного или нескольких муниципальных образований, по которым проходит маршрут

Минимальное количество лотов при организации регулярных перевозок

Максимальный размер обеспечения исполнения контракта

До 50 тыс. чел.

10 лотов

100 млн руб.

От 50 тыс. до 150 тыс. чел.

15 лотов

200 млн руб.

От 150 тыс. до 1 млн чел.

20 лотов

300 млн руб.

Свыше 1 млн чел.

30 лотов

500 млн руб.

Москва и Санкт-Петербург

50 лотов

500 млн руб.

При этом общая протяженность маршрутов каждого лота не должна отличаться от протяженности маршрутов других лотов более чем на 20%. Перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам нужно разделять на разные закупки.

Срок исполнения обязательств по таким контрактам должен составлять не более 10 лет.

Требования к закупкам перевозок по межрегиональным маршрутам.

Срок исполнения обязательств по контрактам на регулярные перевозки по межрегиональным маршрутам также должен составлять не более 10 лет. Такие закупки должны быть разделены минимум на 5 лотов, максимальный размер обеспечения исполнения контракта - 300 млн руб.

При этом ФАС России отмечено, что отклонение от перечисленных требований не будет автоматически считаться нарушением законодательства.

Если заказчик не может выполнить перечисленные требования в части формирования лотов и хочет убедиться, что это не нарушает Закон о защите конкуренции, он может обратиться в территориальный орган ФАС России для проведения консультаций. Например, это может понадобиться, если заказчик не может сформировать нужное количество лотов или закупить разные виды маршрутов отдельными лотами. В этом случае требуется дополнительное рассмотрение территориальным органом ФАС России сложившейся конкурентной среды на рынке.

В Коми УФАС России уже рассматриваются подобные обращения.

При этом изменять условия о сроках исполнения обязательств по контракту и о максимальном размере обеспечения контракта нельзя.

 

  1. Государственный контроль (надзор) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

За истекший период 4 квартала 2020 года Коми УФАС России рассмотрено 40 жалоб, проведено 15 внеплановых проверок, рассмотрено 42 административных дела, 49 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков. Наложено штрафов на сумму 600 200,00 руб.

С 08 октября 2020 года вступили в силу Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 (далее - Правила).

Правила устанавливают порядок, сроки проведения плановых и внеплановых проверок, разделение субъектов контроля по группам риска.

Правила применяются к субъектам контроля, указанным в части 2 статьи 99 Закона о контрактной системе. К ним, в частности, относятся заказчики всех уровней, контрактные службы и управляющие, комиссии по закупкам.

Правила регламентируют проведение плановых и внеплановых проверок. После проверки может быть выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, в том числе об аннулировании закупки.

Все права и обязанности субъектов контроля и контрольных органов перечислены в главах III и IV Правил.

Внеплановая проверка займет не больше 10 рабочих дней со дня принятия решения о ней. Для закупок с гостайной - не более 20 рабочих дней. При этом следует учитывать, что принятие решения о проведении внеплановой проверки принимается в течение 15 рабочих дней со дня поступления информации о признаках нарушения законодательства о контрактной системе, о чем в это же срок уведомляется заявитель (при его наличии) и субъекты контроля.

При необходимости, сроки могут увеличить однократно не более чем на 10 рабочих дней. Об этом контролеры оповестят в реестре проверок и (или) в ЕИС. После 1 июля 2021 года уведомлять по почте и факсу не будут.

Основания для проверки перечислены в главе V правил. Это может быть, например, жалоба участника закупки, даже если ее вернут без рассмотрения.

Плановая проверка займет не больше 20 рабочих дней со дня начала ее проведения. Ее могут продлить однократно не более чем на 20 рабочих дней. Порядок оповещения тот же, что и при внеплановых проверках. Плановые проверки проводятся с периодичностью согласно ч. ч. 13 и 14 Закона N 44-ФЗ.

Такие проверки проводятся по плану, который утвержден руководителем контрольного органа на год. На их частоту повлияет то, к какой группе риска относится субъект контроля.

Проверке подлежат закупки за последние 3 года: сначала незавершенные закупки, потом - те, по которым заключены контракты.

Правилами предусмотрено 3 группы риска. Их определяют на основании критериев по балльной системе оценок:

  • высокая - от 60 до 100 баллов включительно;
  • средняя - от 30 до 60 баллов включительно;
  • низкая - до 30 баллов включительно.

На отнесение к той или иной категории риска повлияет, например, количество случаев неисполнения предписаний органов контроля. Критерии и категорию риска определят по установленным формулам. Такой порядок заработает с 1 июля 2022 года.

ФАС России издано письмо от 29.09.2020 № ИА/84079/20 «По вопросам направления (рассмотрения) заявок на участие в аукционах в случае установления заказчиками ограничений доступа иностранной продукции» (далее - письмо ФАС России), в котором указано следующее: «Согласно части 19 статьи 68 Закона о контрактной системе в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 статьи 68 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками.

Частью 3 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, направленных в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, до принятия решения о соответствии пяти таких заявок требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников и менее чем пять заявок на участие в таком аукционе соответствуют указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем.

Вместе с тем, в случае, если в аукционе принимали участие более 10 участников аукциона, то в соответствии с указанными нормами Закона о контрактной системе оператор электронной площадки направляет только десять заявок и аукционная комиссия рассматривает заявки участников до принятия решения о соответствии только пяти таких заявок требованиям документации об аукционе. Следовательно, такой порядок направления (рассмотрения) заявок делает невозможным применение ограничений на допуск иностранной продукции, предусмотренных статьей 14 Закона о контрактной системе, например, механизма «третий лишний».

Учитывая изложенное, ФАС России обращает внимание, что в случае, если при проведении закупок заказчиком установлены указанные ограничения, оператор электронной площадки должен направить заказчику заявки всех участников закупки, которые принимали участие в аукционе, и аукционная комиссия должна рассмотреть заявки всех участников закупки, которые принимали участие в аукционе.»

Таким образом, аукционным комиссиям следует запрашивать у операторов электронных площадок заявки всех участников закупки, которые принимали участие в аукционе (когда их было более десяти), если они не были направлены оператором электронной площадки.

В противном случае, комиссией антимонопольного органа может быть выдано предписание об отмене протоколов рассмотрения заявок.

 

Наверх