Доклад о результатах правоприменительной практики Коми УФАС России за 3 квартал 2018 года. Руководства по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора)
05 сентября 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад о результатах правоприменительной практики Коми УФАС России за 3 квартал 2018 года. Руководства по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора).

  1. Контроль хозяйствующих субъектов.

 

Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях.

В истекшем периоде 3 квартала 2018 года основная масса заявлений поступала на действия хозяйствующих субъектов в области электроэнергетики, в том числе по вопросам технологического присоединения к электрическим сетям, газоснабжения, в том числе по вопросам стоимости подключения к газопроводам, технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования, водоснабжения, в том числе по вопросам прекращения поставки воды в жилые дома; на действия хозяйствующих субъектов при участии в торгах.

Указанные заявления рассматривались на предмет наличия/отсутствия признаков нарушения статей 10, 11, 11.1 Федерального закона «О защите конкуренции», а также на предмет наличия нарушения ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

В истекшем периоде 3 квартала 2018 года Коми УФАС России рассмотрено 2 заявления на предмет наличия (отсутствия) признаков нарушения требований статей 14.1.-14.8 Федерального закона «О защите конкуренции», устанавливающих запрет на недобросовестную конкуренцию. Поступающие заявления касались, в том числе сферы управления многоквартирными домами, розничной торговли, информационных услуг.

Выдано 3 предупреждения хозяйствующим субъектам о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (статьи 10, 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Возбуждено 1 антимонопольное дело по признакам нарушения доминирующим хозяйствующим субъектом установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования в сфере железнодорожного транспорта (п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции»).

  • 1 решение по факту установления заключения соглашения на торгах (п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Коми УФАС России в истекшем периоде 3 квартала 2018 года наложено административных штрафов за нарушения требований антимонопольного законодательства в размере 160 000 рублей.

Обжаловано в судебном порядке 3 постановления Коми УФАС России о привлечении к административной ответственности; судами оставлены в силе: 1 постановление о наложение штрафа, 1 решение о наличии в действиях хозяйствующего субъекта злоупотребления доминирующим положением.

Изменения в законодательство о конкуренции не вносились.

 

  1. Государственный надзор в области рекламы.

За истекший период 3 квартала 2018 года Коми УФАС России рассмотрено 11 обращений в сфере рекламного законодательства, 6 рекламных дел, выдано 2 предписания, рассмотрено 8 административных дел. Наложено штрафов на сумму 244 000 рублей. В отношении 5 субъектов малого предпринимательства административный штраф заменен на предупреждение.

Поступившие обращения касались, в том числе вопросов распространения рекламы по сетям электросвязи без получения предварительного согласия абонента на ее получение, недостоверной рекламы.

В Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» были внесены следующие изменения.

1. Федеральным законом от 03.07.2018 № 182-ФЗ внесены изменения (вступили в силу с 14.07.2018) в Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», исключающие проведение антимонопольными органами плановых проверок в сфере рекламы.

Таким образом, с 14.07.2018 проведение плановых проверок при осуществлении федерального государственного надзора в области рекламы отменяется.

Кроме того, Федеральный закон от 03.07.2018 № 182-ФЗ уточняет перечень оснований для проведения внеплановых проверок при организации государственного надзора в сфере рекламы.

Так, согласно новой редакции части 4 статьи 35.1 Федерального закона «О рекламе» основаниями для проведения внеплановых проверок при организации государственного надзора в сфере рекламы являются:

- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

- выявление при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения внеплановой проверки, предусмотренным в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

- приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

- мотивированное представление должностного лица антимонопольного органа по результатам анализа результатов наблюдения за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в антимонопольный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, должностных лиц антимонопольного органа, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения обязательных требований.

Таким образом, законодатель привел в соответствие перечень оснований для проведения внеплановых проверок с положениями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2. С 30.07.2018 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 29.07.2018 № 262-ФЗ в пункт 6 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Так, с 30.07.2018 не допускается реклама «товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия, а также работ или услуг по оценке (подтверждению) соответствия, в том числе по приему и рассмотрению документов, необходимых для выполнения указанных работ и (или) оказания услуг, осуществляемых лицами, не имеющими аккредитации в национальной системе аккредитации (в случае, если получение такой аккредитации предусмотрено законодательством Российской Федерации), либо аккредитованными лицами, но без указания наименования аккредитованного юридического лица или фамилии, имени и (если имеется) отчества аккредитованного индивидуального предпринимателя и уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц;».

3. Федеральным законом от 03.08.2018 № 325-ФЗ внесены изменения (вступили в силу с 03.08.2018) в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», увеличивающие общую допустимую продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы с пятнадцати до двадцати процентов времени вещания в течение часа, но при этом также устанавливается, что продолжительность рекламы, распространяемой в телепрограмме, не должна превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение суток.

Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 14 и частью 6 статьи 15 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в редакции Федерального закона № 325-ФЗ в детских теле- и радиопередачах не допускается распространение рекламы отдельных видов товаров, особенности рекламы которых установлены главой 3 Федерального закона «О рекламе». Данное ограничение не распространяется на спонсорскую рекламу, за исключением спонсорской рекламы алкогольной продукции, продукции военного назначения и оружия, основанных на риске игр, пари, услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением, деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации.

Таким образом, с 03.08.2018 допускается прерывать рекламой детские и образовательные теле- и радиопередачи.

При этом Федеральный закон № 325-ФЗ не устанавливает ограничений по продолжительности такой рекламы, при условии соответствия длительности такой рекламы общей продолжительности распространяемой в теле- и радиопередачах рекламы как в течение часа, так и в течение суток.

Однако часть 7 статьи 14 и часть 6 статьи 15 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в редакции Федерального закона № 325-ФЗ устанавливает запрет на распространение в таких передачах рекламы отдельных видов товаров.

4. С 01.10.2018 вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2018 № 183-ФЗ в часть 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Часть 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» изложена в новой редакции: «Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.».

Пункт 2 части 11 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» изложен в новой редакции: «подтверждение в письменной форме или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг согласия собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе проведенного посредством заочного голосования с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. В случае, если заявитель не представил документ, подтверждающий получение такого согласия, по собственной инициативе, а соответствующее недвижимое имущество находится в государственной или муниципальной собственности, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа запрашивает сведения о наличии такого согласия в уполномоченном органе.

Часть 14 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» изложена в новой редакции: «Решение о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче в письменной форме или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов государственных и муниципальных услуг должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов. Заявитель, не получивший в указанный срок от органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным.».

Изменен пункт 1 части 18 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»: «в течение месяца со дня направления ему владельцем рекламной конструкции уведомления в письменной форме или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг о своем отказе от дальнейшего использования разрешения».

 

  1. Контроль органов власти и местного самоуправления.

 

Существенные изменения в практике применения антимонопольного управления в сфере контроля органов власти отсутствуют.

Примеры выявленных нарушений.

  1. Передача муниципального имущества (коммунального хозяйства) в аренду без торгов.
  2. Ограничение субъектного состава участников при проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка (установление требований о допуске только юридических лиц, исключая индивидуальных предпринимателей).
  3. Допуск к торгам лиц с ненадлежащей выпиской их ЕГРИП и ЕГРЮЛ.

Во втором квартале к административной ответственности привлечено одно должностное лицо на сумму 15000 рублей.

 

4. Государственный контроль (надзор) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

1. За истекший период 3 квартала 2018 года Коми УФАС России рассмотрено 38 жалоб, проведено 3 внеплановых проверок, рассмотрено 75 административных дела, 21 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков. Наложено штрафов на сумму 427 741,64 руб.

2. Федеральным законом от 26.07.2017 № 189-ФЗ с 06.08.2017 введена в действие статья 7.32.5 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом. Административным наказанием по данной статье является административный штраф в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 7.32.5 КоАП РФ, совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 вышеуказанной статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Хозяйствующие субъекты все чаще обращаются в антимонопольный орган и другие контрольные органы по вопросам несвоевременной оплаты по исполненным контрактам.

Нарушения в этой области оказывают прямое влияние на конкуренцию, так как несвоевременная оплата по контрактам ставит под удар работу и само существование хозяйствующих субъектов.

С начала 2018 года Коми УФАС России рассмотрено 17 административных дел по части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, наложено административных штрафов на сумму 420 тыс. руб.

Поэтому предлагаем заказчикам усилить контроль за сроками оплаты по контрактам.

3. Судебная практика по вопросам места осуществления лицензируемой медицинской деятельности, касающимся законодательства о контрактной системе

Верховный суд Российской Федерации в своем определении от 08.08.2018 по делу № А29-2241/2017 признал правоту Коми УФАС России в деле, касавшемся вопросов лицензирования медицинской деятельности, и отменил решение Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда и Арбитражного суда Волго-Вятского округа, занявших противоположную позицию.

Так, Верховный суд Российской Федерации в вышеуказанном определении указал на то, что право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности.

При этом выводы судов о том, что отсутствие в представленной для участия в электронном аукционе лицензии указания на место осуществления деятельности, необходимое заказчику, не исключает возможность осуществления в дальнейшем деятельности в данном городе посредством переоформления лицензии (дополнение адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности), признаны неправомерными.

Учитывая, что в составе второй части заявки на участие в закупке участник представил лицензию на осуществление медицинской деятельности в городе Сыктывкаре, в то время как местом оказания услуг в соответствии с аукционной документацией являлся город Ухта, Верховный суд РФ признал правомерными выводы антимонопольного органа о непредставлении участником документов, подтверждающих ее соответствие требованиям законодательства о лицензировании и требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что являлось основанием для отстранения аукционной комиссией такого участника от участия в электронном аукционе.

 

5. Государственный контроль (надзор) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

 

Существенные изменения в практике контроля Федерального закона от 18.07.2017 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» отсутствуют.

Во 3 квартале 2018 года Коми УФАС России рассмотрено 1 административное дело. Наложен штраф на сумму 3 000 руб.

 

Наверх